Личность с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, адекватному взаимодействию с социумом

Обладающая  характеристиками:

Профессионализм

ü готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.

ü владение современными подходами к детям, к учебно-воспитательному процессу.

ü культура познавательной деятельности.

ü создание психологически комфортной обстановки для самоактуализации и творчества школьников.

ü объективный анализ педагогического процесса и результатов собственного труда.

ü способность к прогнозированию, планированию, диагностике, мониторингу.

ü индивидуальный стиль педагогической деятельности.

ü развитие исследовательских навыков.

Личностные качества.

ü высокая гражданская активность и социальная ответственность.

ü гуманистическая направленность, духовные потребности, эрудиция.

ü честность, искренность, сочувствие в отношении детей и взрослых.

ü способность видеть и утверждать личность в ученике, вера в его силы, готовность и умение прийти на помощь.

ü доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью к себе и другим.

ü интеллигентность

ü инициативность, оптимизм, жизнерадостность.

ü искусство общения, коммуникативность, культура речи.

ü педагогическая интуиция, чувство нового.

ü эмоциональная уравновешенность.

ü добросовестность, трудолюбие.

Компетентность.

ü высокий уровень психолого-педагогических, теоретических знаний преподаваемого предмета и смежных дисциплин.

ü способность постижения науки, искусства, потребность в непрерывном самообразовании.

ü готовность к разноуровневому и многовариантному преподаванию.

ü владение совокупностью технологических знаний и умений.

ü умение оптимально решать педагогические задачи.

ü творчество, мастерство.

Продуктивность.

ü достижение запланированного результата в отношении всех или подавляющего большинства обучающихся за отведенное время с помощью системы и последовательности педагогически целесообразных действий.

ü умение разрабатывать и использовать систему критериально-оценочных показателей, развития познавательных интересов и интеллектуальных умений школьников.

ü высокий уровень педагогической культуры.

 

 

Методическая служба МОУ СОШ № 23 – новой школе

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления —

это самый благородный;

 путь подражания —

 это самый легкий;

путь личного опыта —

 самый тяжелый путь.

Конфуций

 

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов и модернизации образования, является профессионализм учителя. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки.

Сегодня востребованы как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников педагоги, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении.

Для современного образования характерны процессы дифференциации профессионально-педагогических ролей: усложнение требований к педагогу и руководителю, появление новых функций в их деятельности. Изменение характера взаимодействия образовательного учреждения и социума вызвало необходимость введения новых должностей в практику работы учреждения. Все это делает актуальной проблему выбора основных направлений методической деятельности.

В орбиту методической деятельности на современном этапе развития системы образования как наиболее значимые включаются:

- образовательные профессиональные потребности различных категорий педагогического персонала;

- проблемы эффективности взаимодействия разных профессиональных групп;

- координация деятельности профессиональных объединений педагогов;

- объединение ресурсных возможностей в процессе решения образовательных задач.

Различают функции методической работы по отношению:

­ к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому опыту;

­ к педагогическому коллективу школы;

­ к конкретному педагогу.

К первой группе функций методической работы относятся:

­ осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к школе, конкретных программно-методических требований, приказов, инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника;

­ внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов;

­ внедрение и использование достижений и рекомендаций психо­лого-педагогической науки;

­ распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данной школы.

Ко второй группе функций методической работы относятся:

­ сплочение педагогического коллектива, превращение его в кол­лектив единомышленников;

­ выработка единых педагогических правил, общих ценностей, традиций, ритуалов и т.п.;

­ анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов на уровне изменений знаний, умений, навыков, воспи­танности школьников;

­ предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в деятельности педагогов, выявление, обобщение и распространение внутришкольного передового опыта, обмен ценными педагогически­ми находками;

­ предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

­ стимулирование массового педагогического творчества и ини­циативы педагогов;

­ приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной  работе по актуальным проблемам школы, к уча­стию в целенаправленном создании нового опыта деятельности.

К третьей группе функций методической работы относятся:

­ совершенствование, обогащение знаний педагогов, развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации, убеждений, соответствующих задачам перестройки общества и школы в условиях модернизации;

­ развитие мотивов творческой деятельности;

­ развитие устойчивых нравственных качеств личности;

­ развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность, чувство меры и т.д.;

­ развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;

­ развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции в профессиональной деятельности (управление собст­венными психологическими и физиологическими состояниями);

­ формирование готовности к профессиональному самообразо­ванию, самосовершенствованию.

Все эти функции-задачи учитываются при проектировании методической работы в нашем образовательном учреждении.

Содержание методической работы в МОУ СОШ № 23 формируется на основе различных источников, среди них:

­ законы РФ, нормативные документы, инструкции, приказы Мини­стерства науки и образования РФ, Министерства образования РО, определяющих цели и задачи всей методической работы;

­ программа развития школы, стандарты и базисный учеб­ный план, рабочие и авторские программы, учебники и учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание методической работы;

­ новые психолого-педагогические, психолого-физиологические и методические исследования, повышающие научный уровень методической работы;

­ инновации, нововведения, новшества, по-новому раскрывающие содержание методической работы;

­ диагностика и прогнозирование состояния учебно-воспитатель­ного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития учащихся;

­ максимально творческий подход к выбору содержания и организации методической работы.

Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной методической поддержке. В развивающейся школе методическая работа — методическое сопровождение учителя — приобретает ряд особенностей:

­ методическая работа строится на основе сочетания науки и практики;

­ методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике;

­ сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей и необходимости для работы в данном образовательном учреждении;

­ своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.

Научно-методическая работа МОУ СОШ № 23 представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и конкретном анализе учебно-воспитательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.  Самым главным и существенным в методической работе школы является оказание реальной действенной помощи учителям, классным руководителям в развитии их мастерства, необходимого для современного педагога.

Целью методической работы является организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

В целях наиболее полной реализации задач Программы развития школы на период до мая 2010 г. приказом директора утверждена модель методической службы, которая представляет собой многокомпонентную структуру:

В этой структуре сохранена ведущая роль педагогического совета, вторым рабочим органом является методический совет, который руководит работой психологической службы школы, а также работой предметных методических объединений и творческих групп.

Для организации методической работы, направленной на прогрессивные изменения в качестве деятельности учителей, образованы и работают 9 объединений: МО учителей русского языка и литературы, МО учителей математики, МО учителей иностранных языков, МО учителей общественных дисциплин, МО учителей, преподающих предметы естественнонаучного цикла, МО учителей художественно-эстетического цикла, МО учителей, преподающих предметы физкультурно-оздоровительного цикла, МО учителей начальных классов, МО классных руководителей.

Все  ШМО работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на обработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

Поставленные перед ШМО задачи решаются через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений.

В методических объединениях успешно решаются проблемы преемственности между разными ступенями обучения и между разными классами в рамках одной ступени путем своевременной координации программно-методического обеспечения, взаимопосещений уроков, обмена информацией на заседаниях методических объединений, проведения совместных общешкольных мероприятий и административных совещаний.

Результаты профессионального самообразования педагогического коллектива МОУ СОШ № 23 находят своё отражение в ежегодном научно-методическом журнале «Раздумья». Содержание журнала, его структура существенно обновились в последние годы, что позволяет читателю уже с первых страниц увидеть отражение реальной жизни школы в рамках конкретных направлении. Кроме того, опыт педагогов школы обобщается на страницах сборника ГОМК отдела образования г. Гуково, в который включены множество статей, иллюстрирующих инновационную деятельность учителей.

В зависимости от актуальных потребностей деятельности МОУ СОШ № 23, происходит образование временных групп педагогов различной проблематики. Данные объединения учителей-предметников и творческие группы наиболее полно соответствуют образовательным и воспитательным задачам школы.

Чтобы соответствовать духу времени, методическая служба должна определять и реализовывать стратегию развития образовательного учреждения, производить отбор наиболее эффективных средств и методов педагогического и административного воздействия на участников образовательного процесса, оказывать им помощи и поддержку. Именно поэтому в состав методической службы включен административный совет и библиотечно-информационная служба.

Таким образом, модель методической службы МОУ СОШ № 23 представляет собой систему подразделений, которые находятся во взаимодействии и подчинении методическому совету, работой которого руководит заведующий методическим кабинетом – заместитель директора по УВР.

Эти структурные подразделения работают в соответствии с комплексным планом, утвержденным методическим советом, поэтому они находятся в тесном единстве, решая вопросы, связанные с реализацией общей методической темы, проводят анализ своей деятельности, определяют наиболее благоприятные формы профессиональной переподготовки, отрабатывают систему оценки действенности и эффективности деятельности по реализации задач, стоящих перед методической службой.

Как уже было отмечено, для решения организационных задач методическая служба школы объединяет в своем составе, как традиционные структуры, так и новые. Именно для решения проблемных вопросов создаются временные творческие коллективы, которые могут функционировать в течение короткого или более продолжительного времени в зависимости от актуальности и трудности поставленной проблемы. Количественный состав коллектива может быть небольшим, руководитель избирается самим коллективом или назначается администрацией. Основой работы этих коллективов является поисковый метод, формы заседаний могут быть различными: практикумы, теоретические семинары, "открытые уроки", диспуты, "круглые столы" и т.д.

Предполагается, что готовность педагога-практика к организации образовательного процесса должна быть основана не только на специальной подготовке, но и на глубоких психологических, социально-педагогических знаниях, широкой профессиональной и общей культуре. Эти знания могут обогащаться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса, способствующего повышению квалификации педагогов. В реальной практике школы это возможно средствами модернизации методической деятельности.

Изменения в структуре методической службы, ее содержании и формах организации деятельности продиктованы необходимостью решения следующих задач:

­ создание новой модели внутришкольного управления, предполагающей диагностику эффективности образовательного процесса;

­ определение ведущего способа организации обучения;

­ своевременное отслеживание результативности деятельности педагогов и учащихся, работающих в режиме субъект - субъектных отношений,

­ определение и необходимая корректировка характера межличностных отношений;

­ создание условий для повышения мотивации учебной деятельности школьников, снижения уровня тревожности, формирования новой интеллектуальной среды, изменения отношений учащихся к учебному труду, роста престижа знаний;

­ стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской и поисковой работе, в создании проектов по различным направлениям деятельности.

Для решения задач деятельности школы как экспериментальной площадки требуются новые формы методической работы: деловые, ролевые и ситуативные игры, организация тематических семинаров, педагогических советов, различные виды индивидуально-групповой работы с педагогами, консультации с привлечением специалистов, знакомство с опытом других школ, совместные заседания учителей разных методических объединений, подготовка и обучающий анализ урока, разработка методических рекомендаций, разработка единых педагогических требований. Большая роль в работе подразделений отводится изучению личности педагога через анкетирование, самоанализ, участие в тренингах и т.д. Методическая работа в новых условиях не может отказаться и от традиционных ее областей, связанных с анализом и устранением причин педагогических затруднений учителя и допускаемых им ошибок.

Основной идеей работы по осуществлению инновационного подхода к управлению методической службой школы явилось:

­ создание организационно-методических условий повышения профессиональной компетентности педагогов;

­ формирование команды единомышленников.

В процессе обновления содержания деятельности МС видоизменились и функции методической службы:

­ маркетинговая – диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей города, на этой основе реклама и пропаганда образовательных возможностей школы;

­ мотивационно-целевая – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;

­ адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с учащимися;

­ инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования образовательного процесса;

­ регулятивно-коррекционная – анализ, установление логико-корреляционных связей между подсистемами управления школы.

Качественно новый уровень научно-методического сопровождения инновационных процессов достигается путем тесной интеграции в работе научно-методической службы с ее подразделениями, а также с родителями учащихся и с другими учреждениями города.

Приоритетным направлением деятельности научно-методической службы школы на протяжении последних трех лет можно назвать рациональное и оперативное использование новых методик, приемов и форм обучения, обобщение опыта по решению образовательных и воспитательных проблем, ориентацию на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагогического коллектива.

Научно-методическая работа МОУ СОШ № 23 в соответствии с Программой развития школы на период до 2010 года направлена на реализацию единой методической темы: «Формирование ключевых, предметных и надпредметных компетенций в системе становления и реализации индивидуальности учителя и учащихся в ходе развития школы правовой культуры».

Характерной особенностью современной методической службы является использование богатого арсенала новых информационных технологий, открывающих новые горизонты на пути инноваций в обучении.

Предшествующая работа, проводившаяся в МОУ СОШ № 23, по оснащению рабочих мест учителей компьютерной техникой, обучению педагогов умениям ею пользоваться, не решило всех проблем профессиональной ИТ- компетентности.

Использование информационных технологий в методическом совершенстве в учебном процессе сможет привести к решению острых проблем современного образования только в том случае, если развитие технологической подсистемы образования будет сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы. А это возможно только в том случае, если мы будем стремиться к системной интеграции информационных технологий в образовательный процесс средней школы. Приоритет в планировании этой деятельности должен оставаться за целями образования, а характер деятельности – системным.

Новая модель методической службы призвана решить явное противоречие между констатацией адаптивной функции школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательной ситуацией, с другой стороны.Существующий уровень ИТ компетентности педагогов школы остается недостаточным, а это в большинстве случаев, не дает возможности реализовать социальные потребности молодых представителей современного общества – общества новых информационных технологий.

Это несоответствие порождает проблему включения школы в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества, с сохранением при этом избранных направлений гуманизации, индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Решению поставленной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать построение личностно ориентированной педагогической системы в школьной информационной среде, специально сформированной в соответствии с образовательной парадигмой информационного общества, на основеинтегративной концепции использования информационных технологий в образовательном процессе современной средней школы.

Сущность этой концепции заключается в реализации потенциала ИТ для личностно ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды образовательного процесса. Образовательная среда школы, находящаяся не в отрыве, а в гуще событий сегодняшней жизни, жизни современного информационного общества, должна быть, на наш взгляд, сформирована, прежде всего, как информсреда - среда, использующая во всей полноте новые информационные технологии для развития личности. С этих позиций информационная среда будет рассматриваться нами как эффективное средство построения личностно-ориентированной педагогической системы.

Решить перечисленные проблемы позволяет организация обучения учителей-предметников в рамках системы смешанного и корпоративного (внутришкольного) повышения квалификации. В условиях организации такого обучения ставятся новые задачи: не просто обеспечить повышение квалификации учителей, а стимулировать учителей повышать свою квалификацию в соответствии с запросами конкретного образовательного учреждения. Реализация этого способа повышения квалификации достигается в нашей школе в процессе организации курсов повышения компьютерной компетентности учителей-предметников. Важнейшим принципом образования взрослых становится индивидуализация, преодолевающая традиционный, фронтальный подход к обучению: развитие творческого потенциала человека. В основе корпоративного обучения лежат такие идеи, как: «выбор», «инициатива», «сотрудничество» и «успех». Учителю и администратору предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой. Программа повышения квалификации строится исходя из конкретных проблем, как отдельных учителей, так и школы в целом, с опорой на инициативу педагогов и администраторов. Обязательным условием повышения квалификации на рабочем месте является взаимодействие с коллегами, сотрудничество при выполнении совместных проектов.

Таким образом, в орбиту методической деятельности на современном этапе развития системы образования как наиболее значимые включаются:

­ образовательные профессиональные потребности различных категорий педагогического персонала;

­ проблемы эффективности взаимодействия разных профессиональных групп;

­ координация деятельности профессиональных объединений педагогов;

­ объединение ресурсных возможностей в процессе решения образовательных задач.

Среди многообразия существующих в сфере образования форм организации методической деятельности, продуктивными в последнее время, по мнению исследователей, являются интракуррентные формы, то есть «формы, возникающие внутри уже функционирующих организаций». Правильное определение целей и задач обучения помогает выбрать оптимальные содержание и формы организации работы с педколлективом. Выбор их зависит от количественного состава этих подразделений, от квалификации входящих в них педагогов, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания и т.д.

К наиболее востребованным услугам нашей методической службы относятся индивидуальные и коллективные формы работы, которые оптимально сочетаются: консультации и тренинги по перспективным технологиям обучения и развития учащихся, социологические и психолого-педагогические исследования, экспертиза инноваций, разработка соответствующего диагностического инструментария, предоставление тестовых пакетов и методик тестировании, проектирование программ, консультирование по юридическим вопросам, формирование информационных баз данных по запросам учреждения или педагогов, изучение образовательных запросов и обеспечение разнообразия образовательных услуг, информирование об изменениях в нормативно- правовой базе, программном обеспечении, консультирование по вопросам самообразования и обобщения опыта.

В целях обеспечения выбора направлений методической работы внутри методических объединений было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов. Наиболее востребованной формой работы являются семинары-практикумы, индивидуальные и групповые тематические консультации на следующие темы: «Структура рабочей программы по предмету», «Использование современных педагогических технологий», «Анализ современного урока», «Портфолио учителя», «Методический паспорт учителя»; заседания методического и педагогического советов «Взаимосвязь роста профессионализма педагогов и успешность работы в школе», «Дифференцированный подход к пониманию профессиональной компетенции педагогов в инновационной школе», «Инновационная деятельность как условие эффективности образовательного процесса», «Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося школы», «Методология использования педагогических технологий» и др.

Наиболее эффективными, как следует из опыта работы МС, являются следующие формы занятий:

­ теоретические семинары (доклады, сообщения)

­ семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях)

­ диспуты, дискуссии

­ "деловые игры", ролевые игры

­ обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

­ обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;

­ обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

­ обсуждение "срезов знаний", вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;

­ разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества (сочинений, поделок, рисунков и т.д.);

­ обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

­ фестивали открытых уроков;

­ педчтения, научно-практические конференции;

­ педагогические советы и др.

Если выбор форм и методов научно обоснован, имеет практическую значимость для школы, если он сориентирован на повышение творческого потенциала учителя, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников, то успех работы образовательного учреждения обеспечен: будут реализованы цели и задачи, поставленные педколлективом.

Перед методической работой сегодня стоит задача помочь учителю произвести переоценку своей деятельности, создать условия для совершенствования его профессиональных качеств. Главным результатом методработы как способа непрерывного дополнительного профессионального образования кадров, в том числе следует считать формирование индивидуальной, высокоэффективной системы педагогической деятельности учителя. В достижении результата большую роль играет обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе ИПК и ПРО РО. Ежегодно свыше 15 педагогов проходят обучение по различным программам, что позитивно влияет на процесс повышения квалификационной категории в ходе аттестации.

Поскольку методическая работа предполагает определенную свободу учителя в достижении образовательных результатов, то на первый план выходит внутришкольный контроль, осуществляемый административным советом. Цель внутришкольного контроля – дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям.

В целях оптимизации процесса управления методической деятельностью педагогических кадров внутришкольный контроль осуществляется в течение всего учебного года и органично соединяется с практикой работы педагога.

Цели внутришкольного контроля выступают и как способ развития кадрового потенциала:

­ оценка повышения квалификации кадров,

­ контроль над осуществлением связи внутришкольного взаимодействия.

Основные направления внутришкольного контроля, направленного на обучение персонала:

­ информационно-аналитическое,

­ консультационное,

­ диагностико-аналитическое.

Основные принципы внутришкольного контроля, выявляющего возможности обучения кадров:

­ проблемность,

­ цикличность,

­ системность.

Объектами такого контроля являются:

­ учебно-методическое обеспечение,

­ результативность работы с различными категориями кадров,

­ влияние результативности повышения квалификации на уровень успешности обучающихся,

­ компетентностный аспект.

В числе форм и методов контроля как способа выявления профессиональных проблем педагога и их разрешения будут

­ административный контроль,

­ взаимоконтроль субъектов педагогической практики,

­ самоконтроль учителя,

­ экспертная оценка коллег и независимых экспертов,

­ аудит и самоаудит,

­ итоговый контроль деятельности педагога по результатам.

Создание гибкой и адресной методической службы МОУ СОШ № 23 в соответствии с предложенной моделью строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования.

Источником развития системы методической работы предполагается рост потребностей педагогов в профессиональном развитии, многообразие форм повышения квалификации, наличие альтернативных способов повышения квалификации, одним из которых становится корпоративное обучение кадров.

Задачу развития кадрового потенциала мы видим и в том, чтобы старые, хорошо известные формы наполнить новым содержанием. А также ввести современные формы методической деятельности, необходимые для повышения уровня квалификации кадров, и, следовательно, для решения вновь выдвинутых задач воспитания и образования детей, поэтому наибольший интерес, с нашей точки зрения, может представлять организация корпоративного и смешанного обучения, как средства саморазвития и самосовершенствования педагогов школы.

Конструирование оптимальной модели корпоративного обучения, на наш взгляд,  должно учитывать

­ задачи, поставленные перед учителем в документах об образовании;

­ результаты изучения профессиональных затруднений педагогов и задачи школы;

­ количественный и качественный состав педагогического коллектива;

­ материальные, психологические условия.

Проанализировав работу методической службы МОУ СОШ № 23 за последние три года, можно сделать вывод о том, что избранная модель позволяет оперативно и адекватно решать актуальные проблемы педагогического процесса. Созданные методические структуры призваны помочь педагогам сформировать свой потребительский заказ. Проведение диагностики, самодиагностики, анализа и самоанализа педагогической деятельности позволяет выйти на оказание адресной методической помощи в соответствии с заявленными потребностями, соотнести профессиональные потребности педагогов с задачами работы школы.

Идеи и принципы, положенные в основу модели методической службы, определили переход системы методической работы в школе в новое интегративное состояние. Учитель стал восприниматься как потребитель методических услуг, которому оказывается адресная методическая помощь. Различные категории кадров получают поддержку на разных этапах их профессионально - личностного развития, поэтому каждый из обучающихся имеет свой индивидуальный план повышения педагогического уровня и деловой квалификации, в ходе освоения которого происходит повышение уровня учебного мастерства учителя, освоение нового учебно-методического, технологического оснащения урока.

Сегодня МС действует как по плану, так и по запросу педагогов. Состав педагогического коллектива характеризуется относительным постоянством количественно и качественно. В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив с большим творческим и инновационным потенциалом: 39 человек (72%) имеют высшее образование, 15 человек (28%) – среднее специальное образование, 2 педагогических работника продолжают образование в ВУЗах. Наблюдаются рост заинтересованности педагогов в повышении квалификационной категории: из 54 педагогов школы – 9 человек имеют высшую квалификационную категорию, 19 – первую и 21 – вторую. В школе работает 5 молодых специалистов, стаж профессиональной деятельности которых менее двух лет. 

Учителя школы награждены государственными и отраслевыми наградами: 4 учителя имеют нагрудный знак «Отличник народного просвещения» - Лушкина А.М., Кучеренко В.И., Гордиенко Е.А., Дьякова Л.И.; 10 – Почетной грамотой МО РФ; 17 – Почетной грамотой МО РО.

Педагоги школы принимают активное участие в профессиональных конкурсах: «Учитель года», «Самый классный «классный!», «Учитель профильной школы», конкурсе методических разработок с использованием ИКТ, конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО и др. Подгайко Е.Н. – лауреат губернаторской премии 2008 г., победитель конкурса Лучших учителей в рамках ПНПО в 2009 г.

В МОУ СОШ № 23 созданы условия, вызывающие у педагогов постоянную потребность в самообразовании. Доказано, что через каждые три года сотруднику требуется перемещение, иначе наступает консервация личности. Формирование мотивационной стратегии через систему методической работы предполагает не только вертикальное восхождение в профессиональной иерархии, но и перемещение по горизонтальной плоскости. Энергию для своего личностного и профессионального роста и самосовершенствования педагог может черпать из своих успехов. Ведь продвижение по службе даёт людям моральное удовлетворение, является оценкой его достоинств и мотивационным фактором. Из этих соображений в МОУ СОШ № 23 создана и действует Школа кадрового резерва, основной функцией которой является включение перспективных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной квалификации и качествами лидера, в осуществление административных функций, работу школьной аттестационной комиссии, проведение профессиональной экспертизы.

Методическая поддержка образовательного процесса в МОУ СОШ № 23 обеспечивает стабильно высокие результаты обучения.

Активная самообразовательная деятельность педагогов школы, система корпоративного обучения, продуктивного межличностного взаимодействия в рамках реализации программы «Одаренные дети» позволили МОУ СОШ № 23 добиться высоких результатов в предметных олимпиадах различного уровня.

МОУ СОШ № 23 – школа правовой культуры, главная цель: стремление к индивидуализированному, функциональному и эффективному правовому образованию учащихся. Результатом реализации программы «Правовое образование школьников» является тот факт, что МОУ СОШ № 23 – ежегодный лидер среди школ города по количеству призовых мест в олимпиадах по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву различного уровня: 9 – победителей, 25 призеров в 2008-2010 гг.

В рамках реализации городской целевой комплексной программы «Одаренные дети» обучающиеся МОУ СОШ № 23 традиционно занимают призовые места во Всероссийских олимпиадах школьников: 60 – в 2008, 61 – в 2009 г. на муниципальном уровне.

Аксенова Юлия – призер регионального этапа всероссийской олимпиады по обществознанию, 2008 г., Вандрашик Анастасия – призер регионального этапа всероссийской олимпиады по биологии 2009 г., Фокина Наталья – призер регионального и участник всероссийского этапа олимпиады по математике и физике 2008, 2009, 2010 гг., Кушнарев Дмитрий – победитель регионального этапа всероссийской олимпиады по математике 2010 г., Лев Анна - призер регионального этапа всероссийской олимпиады по физической культуре 2010 г., Байгерова Светлана – призер регионального этапа всероссийской олимпиады по английскому языку в 2010г.

Опыт работы наших педагогов Удовкиной Е.Н., Вчерашнева Ю.Л., Подгайко Е.Н., Аникиной Э.Ю., Кульковой Л.В., Савельевой О.Б. заслужил одобрение коллег на ежегодной областной научно-практической конференции «Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми Ростовской области» в 2007-2009 гг. Тезисы докладов были опубликованы в сборниках «Опыт работы с одаренными детьми в образовательном пространстве Ростовской области».

МОУ СОШ № 23 является региональной экспериментальной площадкой по внедрению профильного обучения с 2005 г.,  региональной пилотной площадкой по апробации УМК «Жизнетворчество» с 2008 г., региональной экспериментальной площадкой по апробации ФГОС II поколения. Деятельность школы как экспериментальной площадки широко освещается в местных СМИ, в изданиях городского методического кабинета, сборниках областных научно-практических конференций и семинаров, научно-методических журналах МО РО.

Гордостью школы является краеведческий музей, которому более 40 лет, дипломант муниципальных и региональных конкурсов.

Система воспитательной работы реализуется посредством разносторонних программ дополнительного образования. Сотрудничество с Домом детского творчества, спортивными организациями, музыкальными и художественными учреждениями города позволяет школе в полной мере удовлетворять запросы участников образовательного процесса. Обучающиеся МОУ СОШ № 23 традиционно побеждают в конкурсах «Виват – Россия!», «Очей очарованье!», конкурсах детского рисунка, агитбригад по ПДД - юные инспектора приняли участие в Зональном этапе областного конкурса социальных роликов по безопасности дорожного движения отрядов ЮИД «ЮИД ЮАШ в одной семье. Все изучают ПДД» в 2009 г. и заняли I место на муниципальном уровне, II - на зональном. Смоляченко Александр – победитель регионального конкурса «Овеянные славой герб наш и флаг» в 2009 г. В IV областном этнографическом конкурсе «Славен Дон» участницы Каменева Алина и Наумова Ирина получили грамоту за лучшую исследовательскую работу в номинации «Эколого-краеведческий путеводитель»; члены школьных клубов «Прометей Дона», «Планета» принимали участие в городской интеллектуальной игре «Знатоки Донской истории», в Общероссийском конкурсе «Эрмитаж – Главный штаб. Музей XXI века» и получили Диплом участника регионального тура Общероссийского конкурса в номинациях Сказка «Как царь Егор Петрушку в Эрмитаж отправил» и «Рассказ об Эрмитаже». Воспитанники клуба «Патриот» приняли участие в городских мероприятиях: в военизированной игре ассорти – плац «В ружье» - I место, в военизированной игре «Отвага» - I место, в военно- спортивной игре «Орленок» - II место, в конкурсе «Юноша – 2009» - II место. В 2010 году МОУ СОШ № 23 – бесспорный лидер по итогам городских конкурсов в рамках месячника героико-патриотического воспитания.

В 2008 году школа выступила с инициативой создания городского отделения общественного движения «Добрые Дети Мира». Все это время школа активно сотрудничает с Международным общественным движением «Добрые дети мира», которое является благотворительной программой Регионального благотворительного общественного движения «Добрые люди мира». Директор МОУСОШ № 23 Лушкина А.М. назначена Федеральным Советом Движения на должность Председателя как школьного, так и Гуковского Городского Отделения МОД «Добрые Дети Мира».

Коллектив МОУ СОШ № 23 сохранил традиции и былой авторитет школы имени В. А. Шеболдаева и преумножает его. Подтверждением этому служат награды МОУ СОШ № 23: Диплом победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, 2006 г., Диплом лауреата Регионального этапа Конкурса инновационных социальных технологий «Созидая во имя России» в номинации «Образование» 2008 г. и др. В 2009 г. МОУ СОШ № 23 стала победителем городского конкурса в номинации «Учреждение 21 века».

Таким образом, модель методической службы МОУ СОШ № 23 эффективно влияет  на профессиональную компетентность педагогического коллектива, так как:

­ реализован комплексный подход к методической работе (традиции в сочетании с инновациями);

­ в программу методической работы включены инновационные формы и методы;

­ развивается исследовательская деятельность педагогов и учащихся.

Методическая работа, синхронно проводимая в двух направлениях – традиционно-учебной и научно-исследовательской, соответствует направлению деятельности школы и органически объединяет эти два вида деятельности. Кроме того, методическая служба ориентирована на интенсивное развитие, и это предполагает множество положительных частных изменений. Все эти изменения скоординированы, и составляют единое целое. Реализация такого подхода к развитию методической службы требует системного управления и соблюдения организационно-методических условий, способствующих положительной динамике в становлении профессиональной компетентности учителя.

В процессе методической работы в МОУ СОШ № 23 используются разные методы исследования: анкетирование, собеседования с учителями, учениками, родителями; диагностика психологических особенностей педагогов и учащихся; педагогические наблюдения за деятельностью объектов и субъектов методической работы. Наиболее значимыми достижениями систематической деятельности МС МОУ СОШ № 23 стали

­ повышение качества руководства и контроля, четкость, упорядоченность и скоординированность действий методической, психологической и административной служб;

­ повышение профессиональной компетентности педагогов школы;

­ повышение познавательного интереса, совершенствование личностных качеств, формирование эмоциональной стабильности и повышение уровня самооценки, уверенности в своих силах, в показателях здоровья педагога и ученика.

­ положительные приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: