Модель методической службы школы

Структура методической службы школы позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

Выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей обучающихся и запросов родительской общественности. Это, в свою очередь, позволит обеспечить профессиональную конкурентоспособность педагогических работников школы на рынке труда, гарантирующую сохранение, развитие достижений школы.

Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается в целях совершенствования содержания образования и его учебно-методического обеспечения в соответствии с концепцией развития школы, организации и руководства поисково-исследовательской работой педагогического коллектива, внедрения в практику работы прогрессивных технологий.

Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Школьные методические объединения:

- организуют методическую работу в рамках предметного объединения;

- ведут систематическую внеурочную работу по предмету;

- отвечают за участие в школьных и районных олимпиадах и предметных конкурсах;

- составляют план контроля внутри МО за уровнем ЗУН и творческой активностью ученика;

- отвечают за выполнение программ учителями;

- занимаются научно- исследовательской деятельностью с учащимися.

Методическая работа в школе строится на основе разработанного плана методической работы школы, планирования работы методических объединений. В текущем учебном году в школе работало 7 предметных методических объединений: учителей русского языка и литературы, руководитель Фастова З.М; математики, руководитель Привальцева Е.И; иностранного языка, руководитель Лапина Н.Ф.;  начальных классов, руководитель Бутнару О.В; учителей естественно-обществоведческого цикла, руководитель Пасканная Л.В; учителей эстетического цикла, руководитель Цапина О.Н. и  ШМО классных руководителей 5-11 классов, руководитель Козленко Е.В. Следует отметить, что ШМО учителей естественно-обществоведческого цикла работает первый год и создано с целью привлечения педагогов школы к методической работе. Таким образом, предметные объединения охватывают 90% вех педагогов школы против 75% в 2008-2009 уч. году.

Работа ШМО строится на основе анализа результатов образовательного процесса прошлого учебного года. Оправданным явилось взаимодействие методических объединений различных циклов. Каждое методическое объединение имеет свой план работы, в соответствии с методической проблемой школы и группы.

Реализуя основные направления Программы развития школы, продолжают функционировать творческие проблемные группы: «Благовест», «Информатизация учебного процесса», «Апробация федеральных государственных стандартов второго поколения». Их методические темы тесно переплетается с общими задачами школы на современном этапе.

Вся методическая работа координировалась и направлялась методическим советом школы, цели, задачи и направления деятельности которого определялись на основании углубленного анализа, полученного вследствие мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса; организации методической работы в школе; результатов деятельности обучающихся.

Проанализировав работу ШМО и ТПГ, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, удовлетворяющей потребностям каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

 Каждый учитель работает над своей методической проблемой, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений, педсовета, методического совета. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения (на педагогических советах и методических совещаниях), в том числе проектных.   

С целью популяризации знаний по различным предметам традиционно реализуется график проведения предметных недель.

В текущем году прошли предметные недели: математики, отв. Привальцева Е.И, русского языка, отв. Фастова З.М; запланированы недели начальных классов, отв. Бутнару О.В.; спортивно-эстетического цикла, отв. Цапина О.Н. Материалы проведения недель представлены в учебно-методическую часть.

Недели включали в себя открытые уроки, конкурсы, выставки газет, защиту рефератов, доклады, праздники и т.д. Были задействованы все возрастные группы учащихся.

С целью решения проблемы совершенствования профессиональной педагогической подготовки учителя, рассматриваемой в контексте формирования педагогического творчества как основы, определяющей профессиональную компетентность специалиста, на базе школы

прошли методические семинары учителей:  физики, ИЗО и черчения, технологии, ОБЖ и библиотечного дела (в октябре);   химии и английского языка (в декабре); географии и  интегрированного обучения (в феврале).  

Играя важную роль в управлении школой, методическая служба выполняет определенные функции.

Информационно-аналитическая функция:

· анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;

· вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;

· оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;

· установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;

· анализ актуальных и перспективных потребностей населения, обучающихся и их родителей в образовательных услугах;

· анализ потребностей в развитии ОУ, осуществлении инноваций;

· поиск идей развития ОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;

· изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

· прогнозирование целей и задач деятельности ОУ;

· определение вариантов моделей выпускника;

· формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития школьников;

· моделирование новых форм существования ОУ;

· проектирование процессов развития ОУ;

· проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

В условиях модернизации современной системы образования  возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.  

В МОУ СОШ №24 в течение 3-х лет инновационная деятельность ведется  по следующим направлениям:

1. Профилизация образования.

2. Введение религиоведческого и регионального компонентов.

3. Информатизация образовательного процесса.

Профилизация

С 2009 года в школе возобновлено профильное  обучение. Создан профильный 10 физико-математический класс.  Курсы  позволяют создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, в частности более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению, освоению способов деятельности для решения практических задач и возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; обеспечить углубленное изучение отдельных базовых предметов. 

Реализуются платные образовательные услуги по математике (4,9,10 классы), русскому (11 кл), английскому (10 кл) языкам, предшкольной подготовке, шейпингу. Программы педагогов прошли экспертизу в ИПК и ПРО.

Введение религиоведческого и регионального компонентов

В учебный план введены курсы по выбору «История казачества» (7-8 классы), «Основы православной культуры» (5-7 классы).

Формирование гражданской позиции личности в школе проходит через учебную, внеурочную деятельность, дополнительное образование, социальную инициативную практику. Впервые в текущем учебном году прошла неделя православной культуры, участие в которой приняли участие обучающиеся всех классов.

В ходе недели прошли: родительское собрание «Мир вашему дому» (уч. Лосева И.В, Пихалова Л.Е), встреча старшеклассников с краеведом города Таловера А.С. (уч. Ткаченко В.К); праздник Рождества для малышей (уч. Алпатова С.Я, Щербак В.В); конкурс поделок (уч. Сивопляс Л.А, Цапина О.Н, Колесникова Т.С); беседы «Святки на Руси» (уч. Пасканная Л.В); фестиваль казачьей песни (уч. Ларина Л.В, Шуваева И.И).

Информатизация

По данному  направлению творческая группа учителей работала над темой «Внедрение интернет-технологий в образовательный процесс» (руководитель ТПГ «Информатизация» Мансурова Н.В). В течение учебного года этой группой была доработана структура и содержание школьного сайта, который обновляется еженедельно.

В школе сформировался определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий, они готовы оказывать помощь коллегам. Наблюдается постоянный рост педагогов, владеющих компьютерной грамотностью, творчески применяющих на практике ИКСО.

В школе установлены 3 интерактивных доски, 2 интерактивных панели, 11 мультимедийных проекторов; 75% учителей активно их используют в учебно-воспитательном процессе. Учителя школы – активные участники конкурса «Лучшая авторская разработка урока с использованием интерактивной доски» в рамках областного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес».

  Муниципальный уровень Региональный уровень
Охрименко Т.И. Пасканная Л.В.   победители, 2008г  
Бутнару О.В. финалист, 2009г  
Мансурова Н.В. победитель, 2009г. финалист, 2009г
Назарпур А.А. победитель, 2009г. финалист, 2009г

 

Методическая служба в МОУ СОШ №24 организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.

На стратегическом уровне (методический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой школы и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (методический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.

В школе действует Программа работы с педагогическими кадрами, целью которой является развитие творческого потенциала каждого педагога посредством повышения его профессиональной компетентности. Обеспечены все условия для непрерывного профессионального мастерства учителя. Педагоги участвуют в теоретических и практических семинарах, педагогических чтениях. Результаты работы учителей, руководителей ШМО сдаются в методический кабинет школы. Это презентации, проекты, курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения, разработки уроков. Лучшие работы издаются в сборниках отдела образования, других печатных изданиях.

Сегодня особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях. Особая роль в этих условиях отводится повышению квалификации педагогических кадров, направленных на овладение современными педагогическими технологиями, инновационными программами, разработку и постоянное обновление научно - методического оснащения учебно-воспитательного процесса.

Непрерывное повышение квалификации педагогов нашей школы осуществляется через Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ростовский региональный Центр Интернет образования, дистанционные курсы на базе города.

В 2009-2010 учебном году согласно плану курсовую подготовку прошли 15 педагогов (в том числе 2 руководителя).

Всего учителей

Кол-во % ИПК и ПРО филиал ИКТ  
40 15 35 3 8 3  

Из графиков видно, что процент педагогов, повышающих свою  квалификацию через систему курсовой подготовки, постоянно высокий. Заместителем директора по УВР составлен перспективный план курсовой подготовки учителей, в том числе и по использованию интерактивной доски.

В течение последних 2-х лет согласно заявлениям педагогических работников на присвоение квалификационных разрядов, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам для присвоения им квалификационных категорий, в МОУ СОШ №24 было аттестовано на:

II квалификационную категорию - 5 человек: - Подгорняк Л.Я. – учитель математики, форма аттестации – экспертиза профессиональной деятельности; Жиренко С.Я. - учитель начальных классов, форма аттестации – самоанализ; Давиденко Н.В. – учитель английского языка, форма аттестации – защита творческой работы; Колесникова Т.С. – учитель технологии, форма аттестации – защита творческой работы; Назарпур А.А. – учитель английского языка, форма аттестации – защита творческой работы.

I квалификационную категорию – 4 человека: Охрименко Т.И. – заместитель директора по УВР, форма аттестации - самоанализ; Шуваева И.И. – заместитель директора по ВР, форма аттестации - самоанализ, Пихалова Л.Е. – учитель истории, форма аттестации – самоанализ; Щербак В.В. – учитель начальных классов, форма аттестации – самоанализ.

По данным на февраль 2009-2010 учебного года учителей с 1-ой квалификационной  категорией – 38%, с высшей – 12%. В марте – апреле 2010 г. планируют повысить квалификационную категорию еще 4 чел, подтвердить – 7 педагогов.

Анализ педагогических кадров за 3 года:

  2007-2008 2008-2009 2009-2010
Всего педагогов 32 31 44
Из них по совместительству 3 1 -
Образование Высшее Средне специальное   25 7   25 6   40 4
Кв. категория Высшая Первая Вторая отсутствует   3 10 12 7   4 12 11 4   4 15 22 3

 

Ежегодно представители школы участвуют в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», добиваясь высоких результатов.

 

Никонова Л.Н. «Учитель года 2008» Победитель, лауреат конкурса «Учитель года Дона 2008»
Пихалова Л.Е. «Учитель года 2008» финалист
Щербак В.В. «Учитель года 2008» финалист
Тарадина И.А. «Учитель года 2008»  
Пунина И.Д. Номинация «Самый Классный классный!» финалист
Мансурова Н.В. «Учитель года 2009» Победитель, лауреат конкурса «Учитель года Дона 2009»
Назарпур А.А. Номинация «Педагогический дебют» победитель
Ларина Л.В. «Учитель года 2009»  
Шкарлинская Е.В. «Учитель года 2010»  
Ляхнович Е.С. Номинация «Педагогический дебют» победитель
Бутнару О.В. Номинация «Самый классный «Классный!»  
Клеценко Л.В. Номинация «Педагог-психолог 2010»  

 В конкурсе на денежное поощрение лучших учителей в рамках ПНПО одержали победу 3 человека: Лосева И.В. (2008г), Никонова Л.Н, Корплякова Е.Г. (2009г). Никонова Л.Н. – обладатель Губернаторской премии-2008.

В школе реализуется программа «Одаренные дети». Педагоги школы совершенствуют работу с обучающимися, проявляющими интерес к тем или иным наукам. В декабре 2009 года Корплякова Е.Г. и Пунина И.Д. приняли участие в XIежегодной  областной научно-практической конференции «Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми».

Растет количество участников и победителей муниципального тура предметных олимпиад. Практически ежегодно наши ученики принимают участие в 3 туре предметных олимпиад в городе Ростове-на-Дону.

 

Школьный тур

Муниципальный тур

Региональный тур

участники призеры участники призеры
2007-2008 194 75 29 6 1
2008-2009 248 79 20 8 1
2009-2010 295 111 36 6 1

В школе созданы условия для проведения инновационных процессов, вовлечения в поисковую творческую деятельность широкого круга учителей, приобщения к учебным исследованиям учащихся:

- Городская конференция «Исследовательская деятельность учащихся»;

- Участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру», «Русский медвежонок»

- Общешкольный проект по духовно-нравственному воспитанию;

- Активное участие обучающихся школы в мероприятиях города, спортивных соревнованиях (призовые места в конкурсах патриотической направленности «Я горжусь», «Отечество», «Овеяны славой герб наш и гимн», творческих конкурсах по ИЗО, музыке; экологической направленности; 1-е, 2-е места в спортивных соревнованиях по теннису, мини-футболу.)

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов. Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

эффективность для ребенка:

· положительная динамика качества обучения и воспитания;

· отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;

· дифференцированный подход к каждому ребенку;

эффективность для родителя:

· положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны  родителей;

· готовность и желание родителей помогать ДОУ;

· высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

эффективность для педагога:

· положительный психологический климат в коллективе;

· заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

· удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;

· качественно организованная система повышения квалификации;

· высокий уровень профессиональной деятельности.

В педколлективе достаточно высок уровень стремления к повышению профессионального мастерства. Методическая работа имела личностно ориентированный характер. Педагоги занимались самообразованием, стала выше степень ответственности за результаты труда. Администрацией используются различные формы поощрения учителей за успехи в работе

Показатели результативности:

1. Качество методического обеспечения образовательного процесса:

· Портфолио педагогов и обучающихся школы;

· Образцы методической и управленческой документации;

· Методические услуги, оказываемые педагогами школы представителям других ОУ;

· Авторские программы курсов по выбору, спецкурсов, кружков;

· Вариативные воспитательные программы;

· Видеоматериалы, отражающие опыт образовательного процесса, иллюстрирующие новые педагогические технологии.

2. Результативность участия обучающихся на предметных олимпиадах, в конкурсах, научно-практических конференциях.

3. Системность работы с одаренными детьми.

4. Диагностика уровня профессионального мастерства и компетенций учителей школы.

5. Профессиональная компетентность молодых специалистов и уровень освоения ими учительской профессией.

6. Рост профессионализма учителей и готовность решать задачи,  поставленные перед школой.

7. Владение учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями.

8. Способности учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего времени работы в школе.

9. Аналитическая деятельность, оценка эффективности деятельности ШМО и методического совета школы.

Педагогический коллектив видит будущее школы в инновационной деятельности педагогов по обновлению содержания образования, внедрению новых оптимальных педтехнологий, в том числе информационных и здоровьесберегающих, что позволит сохранить лучшие традиции и продолжить работу по повышению качественного образования в МОУ СОШ №24.

                          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: