Управляющий совет школы

Методические рекомендации

По созданию, развертыванию и организации деятельности управляющих советов

 

Составил: Седельников А.А. с помощью и по материалам, представленным:  Зимин Е.Ю., ГоловинаО.Д. (г. Красноярск) Белоусов С.П. (г. Шарыпово Красноярского края)   КрутеньЛ.В. (Балахтинский район Красноярского края)  

Управляющий совет школы.

 

Руководитель федеральной рабочей группы, координирующей проведение экспериментальной работы по созданию в школах восьми регионов Российской Федерации управляющих советов, А.А. Пинский дал следующее емкое определение: «управляющий совет – это внутришкольный коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов развития и функционирования школы». То есть существенным отличием управляющего совета от всех ранее создававшихся в школах различных органов школьного самоуправления является именно его право принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, окончательные управленческие решения которые становятся обязательными для участников образовательного процесса, включая директора школы.

Нормативно-правовым основанием для придания управляющему совету реальных управленческих полномочий является пункт 2 статьи 35 Федерального закона «Об образовании»: «управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Указанная норма закона разрешает создавать в школе форму самоуправления – совет, совет с прилагательным «попечительский», а также «другие формы». Последняя формулировка разрешает создать школьный совет также и с прилагательным «управляющий». Тем самым автор этого названия А.А. Пинский удачно выделил самый существенный признак и, одновременно, предназначение новой формы школьного самоуправления – управление.

Как видно из процитированной статьи, закон не только разрешает, но и обязывает создавать в школе органы самоуправления, так как управление муниципальным образовательным учреждением «строится на принципах единоначалия и самоуправления». Использованный законодателем союз «и» означает, что оба принципа в обязательном порядке должны быть реализованы в системе школьного управления. Далее закон показывает способ реализации обоих принципов: «разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения» (п.5 Ст.35 ФЗ «Об образовании»). Именно в этом вопросе возникает, как правило, первая сложность с легитимизацией управляющего совета. Юристы учредителя за десятилетия привыкли к широко распространенной практике, опирающейся на утвержденное достаточно давно Министерством образования Типовое положение «О родительском комитете», что все органы самоуправления в школе в качестве продукта своей деятельности должны выдавать советы директору школы. А уже директор своим приказом превращает или не превращает такой совет в управленческое решение, обязательное для исполнения. Инициативной школьной группе, создающей школьный управляющий совет впервые в своем муниципалитете, приходится, как правило, разъяснять правоведам муниципальной системы образования, что закон не запрещает создать и управляющий совет, который сам вырабатывает управленческие решения. Когда инерция юридического мышления преодолена, возникает необходимость подтвердить согласие учредителя муниципального образовательного учреждения на такую форму организации школьного управления. Таким подтверждением может быть приказ начальника муниципального управления образования о создании в конкретной школе управляющего совета. В этом приказе должен быть определен также и перечень управленческих полномочий, которые учредитель согласен передать управляющему совету. Другой формой согласия учредителя может быть утвержденное начальником муниципального управления образования, или главой местной администрации, или местным советом муниципальное положение «Об управляющем совете», в котором перечислены обязательные к передаче управляющему совету управленческие полномочия, если в школе на данной территории создается орган под названием «управляющий совет». В этом же муниципальном положении могут быть перечислены также и такие полномочия, которые возможно дополнительно передать управляющему совету, если это одобряет в той или иной форме школьное сообщество (общее собрание или конференция педагогов и родителей, другая представительная организованность в школе). Обязательно в этом положении также описать и общий порядок выборов, кооптации и назначения членов управляющего совета. В этой части полезно сформулировать обязательные инвариантные требования, способы и процедуры и возможные варианты в той части, где вариативность не изменяет существенных качеств и признаков создаваемого управляющего совета.

Для побуждения учредителей к созданию в подведомственных школах управляющих советов полезно также на региональном уровне разработать и принять региональное Примерное положение об управляющем совете, тоже содержащее инвариантные и вариативные части по вопросу, как компетенции, так и способов создания управляющих советов в школах региона. Такое Примерное положение лучше утвердить постановлением губернатора, или совета региональной администрации, что будет авторитетнее для глав местных администраций и местных советов. Убедительным аргументом в пользу создания управляющих советов в регионах могло бы стать и аналогичное федеральное положение. Необходимость подобного рода документов возникает сегодня еще и потому, что в их отсутствие ничто не запрещает использовать название «управляющий совет» для школьного органа, традиционно не обладающего реальной управленческой компетенцией подобно многочисленным советам и попечительским советам, родительским комитетам школ.

Наиболее простым и однозначным выражением согласия учредителя на создание управляющего совета с реальными управленческими полномочиями является акт утверждения им новой редакции устава школы, в котором описан способ формирования управляющего совета и дан перечень его управленческих полномочий. Хорошо, если в уставе появится и такая формулировка: «решения управляющего совета, принятые по вопросам, отнесенным настоящим уставом к его компетенции, являются обязательными для исполнения директором школы, всеми участниками образовательного процесса».

Еще одним существенным и отличительным от других привычных форм самоуправления в школе признаком управляющего совета является тот факт, что в процедуре создания и наделения управляющего совета управленческими полномочиями и ответственностью учредитель участвует непосредственно, а не через директора школы. Именно учредитель согласно Гражданскому кодексу РФ несет ответственность за результаты деятельности учрежденного им юридического лица в организационно-правовой форме учреждения. Он же вправе определить и форму организации системы управления в учреждении, распределить ответственность за результаты управления учреждением между структурными элементами этой системы управления, определить формы этой ответственности перед учредителем. Именно поэтому для управляющего совета предусмотрена процедура его роспуска учредителем в исчерпывающим образом определенных уставом школы случаях и назначение выборов нового его состава. Прямое участие учредителя в процессе наделения управляющего совета управленческими полномочиями находит свое закрепление и в факте наступления реальной дееспособности управляющего совета с момента специального акта учредителя – признания его состава избранных, кооптированных и назначенных членов сформированным в соответствии с требованиями устава школы в форме приказа об утверждении состава управляющего совета и регистрации его в специальном муниципальном реестре управляющих советов школ. Публичной демонстрацией доверия учредителем управленческих полномочий новому органу школьного управления является выдача членам управляющего совета удостоверений за подписью и с печатью учредителя. Это может быть подпись главы местной администрации или, по его доверенности, подпись начальника муниципального управления образования.

Еще важными отличительными признаками управляющего совета являются:

- факт постоянного непосредственного участия в его работе назначенного представителя учредителя (его доверенного лица);

- запрет избирать председателем управляющего совета представителя учредителя, директора школы и избранного представителя работников школы;

- строго установленные количественные соотношения (квоты) избираемых в управляющий совет представителей различных категорий участников образовательного процесса.

В зависимости от размеров школы и определенного в уставе школы количества членов управляющего совета эти квоты определяются следующим образом. От учащихся старшей ступени обучения избираются по одному учащемуся от каждой параллели классов. Если в управляющий совет предполагается избрать также представителей учащихся 8-9-х классов, для них также определяется аналогичная норма представительства. Количество членов управляющего совета из числа родителей не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов совета. Из числа избираемых представителей работников школы – не боле одной четверти общего числа членов Совета.

Вышеперечисленные особенности и составляют основные формальные, организационные и содержательные отличия управляющего совета от всех практиковавшихся ранее форм органов школьного самоуправления по способу его создания, по организации и содержанию его управленческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: