Данная тема очень важна, так как знание ее позволяет определить агрохимические, агрономические и лесорастительные свойства почвы. К морфологическим признакам почвы относятся: окраска, структура, механический состав, новообразования и включения, сложение и влажность почвы. Все вместе взятые они отражают характер передвижения и превращения органических и минеральных веществ под влиянием биологических и физико-химических процессов, которые в совокупности приводят к образованию почв, поэтому при изучении данной темы следует не только разобраться и запомнить морфологические признаки, но и понять, с какими явлениями они связаны. Исключительно большое значение при образовании агрономически ценных почв играет структура. Рассматривая этот вопрос, следует уяснить понятие «структурности» и «структуры», классификации ее, образование, значение и мероприятия по сохранению и восстановлению почвенной структуры.
Не менее важным морфологическим признаком является окраска почвы. Она может быть разнообразной и зависит от цвета тех групп веществ, которые входят в состав почв, а также от степени увлажнения, механического и химического состава. Изучая окраску почв, разберитесь в цветовом треугольнике С. А. Захарова и принципе его построения, так как в нашей стране он используется для определения цвета. За рубежом широко используются различные атласы, в которых имеются эталоны цветов.
Изучая вопрос о новообразованиях и включениях почвы, следует уяснить различия в их образовании. Новообразования появились в результате почвообразовательного процесса или являются продуктами жизнедеятельности различных организмов. Для каждой почвенной зоны характерны определенные новообразования. Они могут служить важными признаками для характеристики агрономических свойств почвы и ее генезиса. Включения же, в отличие от новообразований, не связаны с почвообразованием.
При определении свойств почвы большое значение имеет и такой морфологический признак, как сложение почвы, то есть степень плотности, пористости и связности; чаще всего определяют сложение почвы по плотности (рассыпчатое, рыхлое, плотноватое, плотное, очень плотное). По этому морфологическому признаку можно судить об аэрации почвы, ее водопроницаемости и характере обработки различными орудиями, механизмами.
С целью более глубокого изучения темы следует заложить почвенные разрезы в лесу и на безлесных территориях, изучить и описать морфологические признаки почв, так как полученные знания будут необходимы в течение всей практической деятельности при исследовании и описании почв различных производственных участков.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие признаки почв называются морфологическими?
2. Что называется генетическим горизонтом?
3. Что такое почвенный профиль? Каково его строение?
4. Почему цвет почвы является важнейшим морфологическим признаком?
5. От чего зависит окраска почвы?
6. Что понимают под структурностью и структурой почвы?
7. Как образуется почвенная структура и каково ее значение?
8. Какие новообразования встречаются в почвах лесной зоны?
9. Какими физическими свойствами обусловлено сложение почвы и каково его значение?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1, № 2
ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ
Таблица
Распределения вопросов контрольных работ
№ 1 и № 2 по вариантам
Варианты | Вопросы | Варианты | Вопросы |
01 | 6 18 35 49 62 81 | 51 | 1 34 40 58 73 81 |
02 | 13 19 36 50 63 82 | 52 | 17 18 39 56 74 82 |
03 | 15 20 37 51 64 83 | 53 | 15 19 38 60 75 83 |
04 | 5 21 38 52 65 84 | 54 | 13 20 37 61 76 84 |
05 | 12 22 39 53 66 85 | 55 | 11 21 36 62 77 85 |
06 | 14 23 41 55 68 87 | 56 | 9 22 35 53 78 86 |
07 | 16 24 40 54 67 86 | 57 | 7 23 42 54 79 87 |
08 | 4 25 42 56 69 88 | 58 | 5 24 41 55 80 88 |
09 | 11 26 43 57 70 89 | 59 | 3 25 39 56 72 89 |
10 | 17 27 44 58 71 90 | 60 | 2 26 37 54 78 90 |
11 | 3 28 45 59 72 81 | 61 | 1 27 35 53 77 81 |
12 | 10 29 46 60 73 82 | 62 | 4 28 48 52 76 82 |
13 | 7 30 47 61 74 83 | 63 | 6 29 47 51 75 83 |
14 | 8 31 48 58 75 84 | 64 | 8 30 46 49 74 84 |
15 | 2 32 42 52 76 85 | 65 | 10 31 40 50 73 85 |
16 | 9 33 43 53 77 86 | 66 | 12 32 38 55 79 86 |
17 | 1 34 44 54 78 87 | 67 | 14 33 36 53 71 87 |
18 | 17 27 37 57 79 88 | 68 | 16 34 45 51 70 88 |
19 | 16 26 36 56 80 89 | 69 | 1 18 44 52 69 89 |
20 | 15 25 35 55 65 90 | 70 | 3 21 43 49 68 90 |
21 | 14 24 47 49 69 81 | 71 | 6 22 35 54 67 81 |
22 | 13 23 38 50 70 82 | 72 | 8 19 42 55 66 82 |
23 | 12 22 39 51 78 83 | 73 | 11 23 36 56 65 83 |
24 | 11 21 41 59 62 84 | 74 | 13 20 43 57 64 84 |
25 | 10 20 40 61 71 85 | 75 | 15 25 37 60 63 85 |
26 | 9 19 45 60 77 86 | 76 | 9 29 44 59 62 86 |
27 | 8 18 46 56 66 87 | 77 | 17 27 38 61 80 87 |
28 | 7 28 48 58 68 88 | 78 | 14 28 45 58 78 88 |
29 | 6 29 37 57 67 89 | 79 | 16 26 39 49 76 89 |
30 | 5 30 40 60 80 90 | 80 | 12 30 46 53 74 90 |
31 | 4 31 41 61 72 81 | 81 | 10 24 40 51 72 81 |
32 | 3 32 45 55 64 82 | 82 | 7 25 47 55 68 82 |
33 | 2 33 35 54 63 83 | 83 | 5 31 41 58 66 83 |
34 | 1 34 44 51 75 84 | 84 | 4 34 48 60 70 84 |
35 | 9 18 39 59 79 85 | 85 | 2 32 44 50 63 85 |
36 | 10 19 48 50 76 86 | 86 | 14 30 39 54 64 86 |
37 | 11 20 43 53 73 87 | 87 | 3 31 47 59 71 87 |
38 | 12 21 46 49 74 88 | 88 | 7 32 38 56 67 88 |
39 | 13 22 42 52 80 89 | 89 | 17 33 43 61 65 89 |
40 | 14 23 47 57 62 90 | 90 | 8 34 40 57 68 90 |
41 | 15 24 38 50 63 81 | 91 | 2 23 48 52 69 81 |
42 | 16 25 36 49 64 82 | 92 | 12 24 45 61 73 82 |
43 | 17 26 48 54 65 83 | 93 | 5 25 37 60 75 83 |
44 | 8 27 47 52 66 84 | 94 | 10 26 42 59 77 84 |
45 | 7 28 46 51 67 85 | 95 | 11 27 46 58 72 85 |
46 | 6 29 45 53 68 86 | 96 | 9 28 36 57 80 86 |
47 | 5 30 44 54 69 87 | 97 | 1 29 41 56 62 87 |
48 | 4 31 43 55 70 88 | 98 | 4 18 35 55 63 88 |
49 | 3 32 42 59 71 89 | 99 | 6 19 39 54 64 89 |
50 | 2 33 41 60 72 90 | 100 | 15 20 40 53 65 90 |
Методические указания к выполнению
Контрольной работы № 1
По дисциплине студенты должны выполнить две контрольные работы.
Вопросы первой контрольной работы охватывают материал «Введение» и разделов «Основы геологии», «Образование, состав и свойства почв». В данной работе 100 вариантов. В каждом из них по 6 вопросов, одним из которых является задача по расчету доз извести и известковых материалов. Это вопросы с 81 по 90.
Определить вариант можно по шифру, две последние цифры которого соответствуют Вашему варианту. Например, шифр студента ЛХ1915 — номер варианта 15.