Теоретические сведения

Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями. Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием, является проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями. Особые потребности – выражение, которое применяют в отношении людей, чья социальная, физическая или эмоциональная исключительность требует специального обращения или услуг, позволяющих им развить свой потенциал. Исключительность – термин, применяемый для обозначения заметного отклонения от средних показателей, с точки зрения физического, интеллектуального или эмоционального поведения, способностей или навыков. Это двойственное понятие, поскольку оно может указывать как на заметное превосходство, так и на значимые недостатки. Понятно, что дети с исключительностью выше или ниже среднего нуждаются в специальном обучении, а педагоги, осуществляющие это обучение, – в соответствующей подготовке.

В реальной педагогической практике учителю часто приходится работать с особенными детьми, обучающимися в условиях обычной школы. Последнее положение актуализирует необходимость формирования готовности будущего учителя вообще, и учителя математики, в частности, к обучению «нестандартных» детей. Центральным звеном такой подготовки в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского служит дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» (поддерживается одноименным учебно-методическим пособием). 

Раздел дисциплины «Методика обучения математике детей с дисгармоничным развитием и трудностями в усвоении учебных программ» знакомит студентов с характеристикой состояния здоровья детского населения на современном этапе развития человеческой цивилизации, с разными подходами к классификации детей с особыми потребностями в обучении, с вариативными типами и формами коррекционно-развивающего образовательного процесса, нормативно-документальным обеспечением системы КРО. Далее в содержании курса представлены общие (методическая система и цели коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения математике, связь обучения математике с другими учебными предметами, особенности усвоения математических знаний и умений особенными учащимися, методы и формы КРО) и некоторые частные вопросы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения математике.

Еще один раздел рассматриваемой дисциплины – «Методика обучения математике одаренных учащихся» – содержит сведения о психолого-педагогических вопросах обучения одаренных детей (основные современные концепции одаренности, особенности развития одаренных детей, диагностика детской одаренности); об общих (цели, принципы, содержание математического образования одаренных детей; методы, средства, формы и технологии обучения математике одаренных детей) и некоторых частных вопросах методики обучения математике одаренных учащихся.

  Дополнительное математическое образование одаренных школьников (Н.И. Мерлина). В педагогике существует большая проблема, связанная с психолого-педагогической поддержкой одаренных детей. Дети, проявляющие явную одаренность, страдают от перегруженности учебного времени, участия в различных олимпиадах, так как такие дети, как правило, имеют высокие показатели по многим школьным предметам. В результате – страдает здоровье. Дети, имеющие потенциал «скрытой» одаренности, страдают от непонимания их сущности, их возможностей, «неадекватного» для педагога и родителей поведения.

Одаренность представляет собой «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности» (Рабочая концепция одаренности). Обратим внимание, что в определение одаренности включена «возможность достижения», или потенциал способности. Потенциал заложен в каждом человеке, возможность развития этого потенциала во многом зависит от педагогических усилий и образовательной среды, и лишь время даст ответ на вопрос: «А не гений ли это?»

Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностыо (и некоторыми  видами специальной одаренности, в частности, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Так, программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны: 1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; 2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на стыке разных типов знаний;  3) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки исследовательской работы; 4) максимально учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении; 6) обеспечивать гибкость и вариативность.

Массовой средней школе сложно предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора той образовательной области, того профиля учебной программы (и, наконец, времени и средств для их усвоения), которые в наибольшей мере учитывали бы индивидуальные склонности школьника. Такую возможность предоставляет дополнительное образование, личностно-деятельностный характер которого позволяет решить одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. В системе дополнительного образования нет массовости обучения в ее обыденном понимании, что позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.

По мнению Н.И. Мерлиной, в дополнительном математическом образовании школьников на протяжении начального и среднего звена (1–9 классы) должно осуществляться интеллектуальное воспитание всех детей в рамках внутренней дифференциации на основе принципа индивидуализации обучения. Все дети по своим интеллектуальным возможностям – разные, тем более разными они будут к концу 9 класса в силу роста уникальности своих интеллектуальных ресурсов. В старших классах наиболее целесообразным направлением интеллектуального воспитания в дополнительном математическом образовании школьников, по-видимому, будет внешняя дифференциация на основе принципа специализации обучения: дальнейшее интеллектуальное развитие юноши или девушки будет осуществляться с учетом свободного и осознанного выбора специализированной формы обучения в зависимости от уже сформировавшихся познавательных интересов, профессиональных планов и, естественно, реальных учебных достижений.

В дополнительном математическом образовании школьников необходимо использовать основные методические модели, построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся:

1. «Свободная мысль» (Р. Штейнер, Ч. Сильберман, В.С. Библер и др.), в которой в максимальной мере учитывается инициатива ребенка. При наличии определенной помощи со стороны учителя ребенок, тем не менее сам определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, свободно планирует собственное время, самостоятельно выбирает средства обучения. Ключевой психологический элемент – «свобода индивидуального выбора».

2. «Личностная модель» (Л.В. Занков, И.И. Аргинская и др.), основной целью которой является общее развитие учащегося. Обучение ведется на высоком уровне сложности, однако создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников, формирования атмосферы доверительного общения, многовариантности учебного процесса. Ключевой психологический элемент – «целостный личностный рост».

3. «Развивающая модель» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Зак и др.). В центре внимания оказывается перестройка учебной деятельности ребенка как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации с тем, чтобы обеспечить появление некоторых новых качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении разнообразных учебных задач и т.д. В частности, основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания, ребенок снабжается новыми средствами учебной деятельности (например, в виде знаковых моделей), при этом меняется характер учебной активности ребенка (например, дети включаются в исследовательскую деятельность, работают в режиме активного диалога и т.п.). Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».

4. «Активизирующая модель» (А.М. Матюшкин, М.М. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина) направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент – «познавательный интерес».

5. «Формирующая модель» (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Влиять на умственное развитие ребенка – значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. При условии прохождения учеником всех необходимых этапов с учетом специально организованной учителем ориентировочной основы действий можно гарантировать сформированность знаний и умений с наперед заданными качествами. Ключевой психологический элемент – «умственное действие».

6. «Обогащенная модель» (М.А. Холодная). Ключевой психологический элемент – «индивидуальный ментальный опыт». Цель – помочь ребенку выстроить собственный ментальный мир. Роль учителя здесь заключается в «выстраивании» с помощью определенного материала учебного арсенала субъективных средств продуктивного интеллектуального отношения к действительности.

В системе дополнительного математического образования школьников можно выделить, например, такие формы обучения одаренных детей: индивидуальное обучения по программе творческого развития в определенной области (или группы 2–3 человека); научно-исследовательская и творческая работа с научным руководителем; очно-заочные школы для одаренных детей (при вузах, центрах дополнительного образования, межрегиональные, всероссийские и т.д.); каникулярные образовательно-оздоровительные лагеря; олимпиады, творческие конкурсы, турниры «Юные дарования»; научно-практические конференции школьников и т.п.

Специфика внеклассной работы с детьми с дисгармоничным развитием и трудностями в освоении учебных программ. К рассматриваемой категории относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Подчеркнем, что в указанную категорию не входят дети, которые не усваивают массовые программы в силу выраженных отклонений в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения).

Основные формы коррекционной работы в системе внеурочной деятельности: групповые и индивидуальные внеурочные занятия с логопедом, психологом, направленные на коррекцию дефицитных функций, обеспечивающих познавательную деятельность; групповые и индивидуальные внеурочные коррекционные занятия по учебной дисциплине; групповые коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные внеурочные виды деятельности (кружки, студии), предусматривающие развитие дефицитных функций детей, укрепление их здоровья неспецифическими методами и т.п.

Задания

1. Составьте план и подберите материалы для занятий по математике с группой особенных учащихся. 

2. Ознакомьтесь с опытом работы одного из организаторов дополнительного математического образования вашего региона по изучаемой теме. Обобщите изученный опыт.

3. Проанализируйте Вашу работу в процессе изучения дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников». Результаты рефлексии оформите в виде таблицы.

 

Тема Основные результаты освоения темы (знания, умения  и т.д.) Виды деятельности, благодаря которым достигнуты результаты
Тема 1    
……….    
Тема 20    

Ответьте, пожалуйста, на вопросы: «Что Вас устраивает и не устраивает в содержании дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников»? «Как Вы оцениваете предложенную Вам форму изучения дисциплины? Сформулируйте Ваши предложения по совершенствованию изучения указанной дисциплины».



ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Методология исследования проблем дополнительного математического образования.

2. Концептуальные основы педагогического процесса в дополнительном математическом образовании.

3. Научные основы обновления содержания дополнительного математического образования.

4. Новые педагогические технологии в дополнительном математическом образовании.

5. Измерение результативности педагогического процесса в дополнительном математическом образовании.

6. Научно-методическое обеспечение дополнительного математического образования.

7. Взаимосвязь школьного и дополнительного математического образования.

8. Становление, образование (обучение, воспитание, развитие) личности школьника в системе дополнительного математического образования.

9. Развитие региональной системы дополнительного математического образования.

10. Подготовка организаторов дополнительного математического образования в системе непрерывного педагогического образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: