Риск – это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приёмов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приёмы образуют своеобразный механизм управления риском, т. е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.
Риск-менеджмент [2] – это система управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Схематично это представлено в приложении А (Рис. А.1).
Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.
Субъект управления в риск-менеджменте – это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и др.), которая посредством различных приёмов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Риск менеджмент выполняет определённые функции (Приложение А, рис. А.2). Различают два типа функций риск-менеджмента:
1. функции объекта управления;
2. функции субъекта управления.
Организация риск-менеджмента
Риск менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Организация риск-менеджмента представляет сбой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском, что представлено в приложении Б.
Ключевые элементы управления риском:
1. Активный контроль со стороны совета директоров и высшего руководства.
Совет директоров:
ü несёт основную ответственность за уровень рисков;
ü утверждает общие бизнес-стратегию и политику;
ü проводит контроль за работой общего руководства;
ü определяет профили риска по основным рискам и получает регулярные отчёты об их изменениях;
ü назначает главного риск-менеджера.
Высшее руководство банка:
ü ежедневно получает всю информацию о рисках;
ü по отдельным направлениям деятельности банка разрабатывает стратегии и процедуры по управлению риском;
ü реализует стратегию ограничения риска.
2. Адекватные стратегии, процедуры и лимиты:
ü составляется с учётом типов рисков;
ü с их помощью осуществляется идентификация, измерение, мониторинг и контроль рисков, связанных с наиболее рисковым видами деятельности;
ü соответствуют уровню опыта и компетенции руководства, целям кредитной организации и общей финансовой стабильности.
3. Адекватные системы управления риском и информации:
ü идентификация и измерение рисков проводится с помощью управленческих информационных систем;
ü отчёты управленческих информационных систем должны отражать все крупные риски, быть достоверными и своевременными;
ü отчёты должны составляться с учётом конкретных рисков;
ü документирование ключевых положений, источников данных и процедур.
4. Всесторонние механизмы внутреннего контроля:
ü адекватное разделение обязанностей;
ü независимые проверки;
ü чёткое разграничение структуры полномочий и ответственности;
ü достоверность отчётности;
ü адекватные процедуры по соблюдению законодательства;
ü тестирование и анализ информационных систем.