Инструменты политики управления рисками

Деятельность каждого коммерческого банка должна опираться на «Политику управления банковскими рисками в коммерческом банке». Этот документ является обязательным для применения всеми подразделениями и работниками банка.

Цели и задачи политики управления банковскими рисками достигаются при соблюдении определённых принципов (Приложение Г) следующими инструментами[5]:

ü система лимитов;

ü система полномочий и принятия решений;

ü система управления рисками;

ü коммуникационная политика (в том числе информационная система);

ü комплекс мероприятий в кризисных ситуациях;

ü система контроля.

Одним из инструментов Политики управления банковскими рисками является эффективно функционирующая система лимитов, которая призвана устанавливать определенные ограничения на принятие Банком чрезмерных рисков. Превышение соответствующих лимитов не допускается, кроме как по решению Правления Банка.

Целями системы лимитов признаются "физическое" ограничение принятия Банком чрезмерных рисков и недопущение "перетекания" негативных проблем одного из направлений деятельности на весь Банк.

Задачей системы лимитов являются обеспечение формирования структуры активов и пассивов Банка адекватной характеру и масштабам бизнеса Банка.

Система полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее функционирование системы управления рисками, придавая ей требуемую гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления.

Для обеспечения надлежащего управления банковскими рисками и получения достаточно объективной информации о состоянии и размере рисков выстраивается определенная система параметров управления этими рисками.

Основной целью системы параметров управления банковскими рисками является обеспечение принятия надлежащего управленческого решения в отношении определенного вида бизнеса направления деятельности Банка по снижению влияния соответствующего риска в целом на Банк.

Задачами являются: 1) получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размерах определенных банковских рисков; 2) прогнозирование состояния соответствующих рисков на определенные периоды в будущем; 3) предотвращение достижения определенными рисками критически значительных для Банка размеров;

Основными целями коммуникационной политики являются: формирование достоверной информации о Банке; формирование положительного образа Банка, не допускающего нарушений действующего законодательства Российской Федерации, стандартов профессиональной деятельности, принятия чрезмерных рисков; формирование адекватной информации - информации, достаточной для принятия надлежащего управленческого решения.

Наличие и эффективное функционирование системы контроля базируется на следующих принципах: всесторонность внутреннего контроля, контрольные процедуры охватывают все организационные структуры и

подразделения Банка, многоуровневый характер внутреннего контроля. Система контроля управления банковскими рисками является основным элементом Системы внутреннего контроля Банка.

В целях управления определенными банковскими рисками в нештатных

ситуациях разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий для кризисных ситуаций.

Главной целью разработки и реализации комплекса мероприятий для кризисных ситуаций является недопущение существенного ухудшения состояния конкретного направления деятельности Банка или достижение соответствующим банковским риском критического для Банка значения.

Задачи: ограничение во времени использования нештатных процедур управления определенными банковскими рисками; минимизация перекрестного влияния определенных рисков, в том числе снижение влияния конкретного риска на Банк в целом; предотвращение возникновения аналогичных кризисных ситуаций в будущем; возврат определенного направления деятельности или соответствующих банковских рисков в состояние, в котором возможно управление этим бизнесом или определенным риском с использованием исключительно штатных процедур.

 

                                                                

 

 

Расчёт и оценка кредитного риска

Кредитные операции остаются основным источником дохода банков. Поэтому для каждого из них важно обеспечение качественного решения задач риск-менеджмента, ориентированного на получение банком максимального дохода при минимальном значении риска.

Принятие решений по кредитным заявкам необходимо рассматривать с позиции оценки кредитного риска потенциальных заёмщиков. Оценка кредитного риска каждого заёмщика состоит из нескольких этапов [6]:

1. оценка текущей стоимости его активов с учётом их реализуемости на финансовом рынке на основе данных бухгалтерского баланса заёмщика;

2. оценка ожидаемой ставки роста стоимости активов заёмщика и её стандартного отклонения на основе данных об операциях по его счёту;

3.  определение по данным бухгалтерского баланса уровня дефолта заёмщика на определенный момент времени;

4. расчёт вероятности дефолта заёмщика на определённый момент времени. Если рассчитанная величина окажется приемлемой, то принимается решение о возможности выдачи кредита данному заёмщику;

5. определение допустимого повышения вероятности дефолта заёмщика, связанного с выдачей ему кредита;

6. расчёт лимита кредитования;

7. определение итогового объёма кредитования;

8. пересчёт вероятности дефолта заёмщика после выдачи кредита;

9. определение ожидаемых потерь от операции кредитования;

10. оценка неожиданных потерь;

11. расчёт ставки кредитования.

Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: