Принципиальные соображения

 

Качество композитной пломбы сразу же можно определить 3 моментами:

Ø Функция: функциональное восстановление зуба и его защита от дальнейшего разрушения.

Ø Цвет: подбор цвета композитного материала в полном соответствии с цветом естественного зуба, с учетом натурального цветового расслоения, и передача специфических цветовых нюансов (например, фиссурные изменения, эмалевые трещинки, меловые пятна).

Ø Форма: восстановление анатомической формы зуба и функционального фиссурного рельефа.

Что касается функции, то о ней уже подробно говорилось в первых двух частях статьи. B III части уделим основное внимание двум основополагающим составляющим техники создания высокоэстетичных пломб - подбору цвета и моделированию анатомической формы зуба.

Чтобы добиться совершенной цветовой адаптации, специалисту необходимо иметь в своем распоряжении комплекты композитных материалов, цветовая гамма которых содержит по крайней мере 9 цветов: А1,А2,АЗ,АЗ,5;А4, В2, ВЗ, СЗ и ДЗ по расцветке VITA. Этих цветов вполне хватает, чтобы производить на удовлетворительном уровне большинство реставраций. Однако в тех случаях, когда речь идет о резцах у молодых людей или о зубах, осветленных отбеливающими средствами, этих классических цветов часто оказывается недостаточно. Дтя таких ситуаций желательно иметь еще один цвет, который был бы светлее А1 (Vita). Например, Tetric Ceram "105" или Tetric Bleach " I ", Vivadent. И все же даже с таким представительным ассортиментом цветов нельзя поставить более-менее удовлетворительную большую пломбу. Лучшим примером здесь могут быть полости класса Ш и IY. Таким образом, стоматологи, работающие исключительно с вита-оттенками, то и дело обнаруживают, что при тщательном подборе цвета, в соответствии с цветом восстанавливаемого зуба, в конечном итоге получается пломба совсем не "невидимая". Такая работа будет бросаться в глаза на фоне темной гортани при полуоткрытом рте: пломба будет выглядеть практически серой. Если же на нёбную сторону пломбы положить просвечивающий через перчатку палец, создающий светлый фон, такой же светлый фон может создать нижнечелюстной ряд зубов, - цвет пломбы будет казаться безупречным. Объясняется подобный феномен довольно просто: выбор цвета верен, а вот пломба слишком прозрачна. Дело в том, что обычные композитные массы обладают средней прозрачностью, где-то между натуральной транслюцентностью эмали и дентина. Подобное обстоятельство объясняет тот факт, что обычные композитные массы средней прозрачности предназначены для восстановления лишь небольших нарушений целостности зубов. Чтобы соответствовать повышенным эстетическим требованиям, в особенности при восстановлении больших полостей, специалист должен иметь под рукой композитные массы различной цветовой плотности. Для достижения первоклассных результатов необходимо анатомически обоснованное сочетание композитных масс различной цветовой плотности так же, как при лабораторном изготовлении реставраций. Для этой цели все известные производители предлагают сегодня, помимо вышеупомянутых масс средней плотности, так называемые опаковые или дентинные массы, а также эмалевые, резцовые и транспарантные массы. И все-таки нет никакой необходимости, а в большинстве случаев и возможности приобретать еще и опаковые и транспамассы всех цветов. На самом деле практически все ситуации удается разрешить с помощью двух-трех дополнительных дентинных масс или одного-двух эмалевых цветов. Среди опаковых масс наиболее удачными являются цвета В2, A3,5; А4 (или темнее). Цвета эмалевых масс имеют, как правило, фирменные обозначения, например, I или Т. Эти обозначения, к сожалению, мало о чем говорят, и поэтому здесь было бы желательно более полноценное и значимое кодирование.

 

Определение цвета

 

Как уже говорилось в II части этой статьи, цвет определяется непосредственно перед подсушиванием зуба, так как цветовое впечатление от уже подсушенного зуба обманчиво. Выбрать следует по крайней мере один цвет дентинного слоя, один цвет основной массы (с усредненной прозрачностью), и, если возможно, один цвет эмалевой и транспарантной массы. Существующая цветовая шкала представляет собой определенную проблему: практически все, что мы сегодня имеем на рынке, для этой работы оказывается недостаточным. Цветовые образцы (расцветки), предлагаемые сегодня производителями, изготавливаются из других искусственных материалов в виде отливок, что заметно дешевле для производителя в сравнении с образцами из настоящего пломбировочного композита. То есть мы имеем весьма условное отображение цвета и прозрачности. Тем большее значение приобретают опыт работы специалиста с композитной системой, которой он пользуется. По этой же причине и не рекомендуется частая смена различных композитных систем.

Сочетанное применение композитных масс с различной цветовой плотностью, да еще при послойном нанесении каждой из них с целью компенсации усадки, довольно трудоемкая процедура. При этой технике реставрации удобнее использовать классические ротационные шприцы. Капсульные системы в данном случае менее удобны, так как смена капсул требует дополнительных затрат рабочего времени и поэтому становится нерациональной.

Необходимые композитные массы могут быть заранее подготовлены ассистенткой на специальном подносе, промаркированы и закрыты светозащитными колпачками. Таким образом, врач может по мере надобности пользоваться уже приготовленными композитными массами, не тратя лишнего времени, ведь сточки зрения временных затрат, нет никакой разницы - брать с подноса одну или 5 различных композитных масс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: