Политическая власть отражает отношения в которых воля и действия одних господств над волей и действием других. Власть проявляется в социальных группах, в не общества власть не существует.Первая задача власти- подчинение.
Мотивы власти разнообразны:
· заинтересованность в достижении цели (Древнее время);
· убежденность в необходимости распоряжения;
· авторитет властвующего;
· чувство страха.
· Власть- право и возможность одних повеливать, распоряжаться и управлять другими, способность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, возможность оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, право, население и другие средства.
· Структура:
· Есть 2 стороны-
· Властвующая- субъект;
· Подвластная- объект;
· Ресурсы власти- средства, с помощью которых субъекты политической власти осуществляют воздействие на объект (народ).
Политическая концепция М.Вебера
Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью.
|
|
Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.
Политическая теория М. Вебера: государство, бюрократия, демократия. "Политика как призвание и профессия"
При рассмотрении проблемы бюрократии в веберовской социологии важное значение имеет тот факт, что Вебер выделяет два существенно различных типа бюрократической организации. Одним из этих типов выступает патримониальная бюрократия, которую характеризуют недостаточное развитие рациональных черт и личностный характер отношений власти в управленческих структурах. Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует, прежде всего, присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство “сословного" типа, которое уже не является бюрократическим.
Согласно Веберу, лишь в странах Запада в результате рационализации процесса управления складывается иной характер отношений между патримониальным монархом и чиновниками. Бюрократический аппарат западного абсолютистского государства приобретает власть не в результате децентрализации политического режима, а благодаря наличию у чиновников специальных знаний и навыков. В странах Запада впервые происходит переход от патримониального управления к бюрократии современного типа.
Разработанная в “Хозяйстве и обществе” теоретическая модель рациональной бюрократии образует второй тип бюрократической организации в социологии Вебера. Для административных структур, приближающихся к данной модели, характерно преобладание формально-правового начала. Принцип личной преданности, на котором основывается патримониальное управление, уступает место объективно установленному служебному долгу. Формируется тип чиновника, который руководствуется в своей деятельности системой формальных правил, а не предписаниями традиции и волей монарха.
Однако бюрократия в современном обществе представляет собой не просто безличный инструмент управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями. Идеально-типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого положения дел, когда корпоративные интересы чиновников получают преобладание над требованиями служебного долга. Тем не менее, анализ типично бюрократических ценностей в работах Вебера свидетельствует о том, что бюрократия нередко действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический управленческий аппарат.
|
|
Политическая элита: понятие и функции
Элита- самобытная социальная группа, обладающая монополией на принятии решений, а так же обладающая самосознанием и привилегией(в нее должны входить люди наделенные особенными личностными качествами, особенно волей к власти).
Элита- это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях индивида, их объект- общность власти, стремление, единая политическая воля к стабилизации позиций элиты.
Функции элиты:
· Принятие и контроль за реализацией решений;
· Формирование и презентация групповых интересов;
· Мобилизация граждан для выполнения каких-либо задач.
Главным условием эффективного выполнения политической элитой своих функций- это обладание элитой всеми возможными способами управления и власти.