Духовность и дети / молодежь

Духовность относится к фундаментальным вещам условий человеческого существования, которые не обязательно ощущаются физически и/или имеют выражение в повседневном языке. Слишком часто элементы духовности, такие как ощущения внутреннего покоя, силы, взаимосвязанности и чувство священности жизни связывались только с религиозными ценностями. Но в последнее время духовность стали признавать как структурный элемент, отличный от религии (Ингерсолл, 1998). Право на чувство духовного благополучия заложено в Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций, и на участников процесса возложена обязанность обеспечения, чтобы духовное благополучие ребенка или молодого человека формировалось параллельно с его или ее физическим и интеллектуальным благополучием.

Исследователи предположили, что духовность является физиологической потребностью и что человеческий мозг от природы запрограммирован на духовный опыт. Мы знаем, что трансцендентный опыт можно легко определить и измерить в мозгу (Нойберг, 2008). Деятели в области образования и политические деятели подчеркивали важность воспитания у учеников стремления к поиску значения и ценностей, которые могут быть найдены только через исследование универсальных вопросов, которые традиционно принадлежат к сфере духовности (Кесслер, 2005; Миллер, 2000). Необходимость разрешения напряжения между духовным и светским в современном образовании и, в особенности в отношении детей, отмечалась в докладе ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию в двадцать первом веке «Образование: сокрытое сокровище» (Делорс, 1996) и подчеркивалась в качестве одного из важнейших вопросов в материалах последующей конференции (Обучение на протяжении жизни, 2002): «… члены комиссии опасались, что под прикрытием нейтралитета можно пренебречь духовными ценностями людей … Разрешение этого напряжения является обязанностью преподавателей и учреждений, где обучаются молодые люди.» Это восстановление связи между научными и духовными проблемами отражает еще один фундаментальный сдвиг в том, как мы думаем о благополучии детей.

Для культуры важны три вида прогресса: прогресс в знаниях и технологии, прогресс в социализации человека, прогресс в духовности. Последнее наиболее важно … технический прогресс, увеличение знаний действительно представляет прогресс, но только в фундаментальных элементах. Важно то, что мы становимся более тонко и глубоко человечными. Альберт Швайцер, Обучение почитанию жизни.

 

C| ДЕТИ – УЯЗВИМЫЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА

 Слишком часто дети оказываются в напряженных ситуациях. Часто это относится к экономическим и социальным ситуациям, связанным с вопросом приобщения и многообразия (мигранты, цыгане, пол, дети с проблемами обучения и т.д.\0. Однако, важно помнить, что дети и молодые люди уязвимы вследствие большого разнообразия травм. Эти травмы включают в себя проживание в зонах конфликта, запугивание, постоянный голод, жестокое обращение и отсутствие внимания. Существуют также более распространенные травмы, которые относятся ко всем сторонам уязвимости детей, а также их собственным страхам. Многие из этих аспектов уязвимости являются просто следствием того, что это ребенок: он обладает меньшей властью и представительством, не понимает внутренних или внешних обстоятельств, испытывает страх не в состоянии обратиться за помощью и все больше подвержен воздействию информации о природных и антропогенных катастрофах через средства массовой информации и воздействию реакций взрослых на эти события. Текущий кризис оказывает все большее давление на систему защиты детей, при этом заботы требуют все больше и больше детей. Хотя бюджеты на защиту детей обычно являются зарезервированными, имеет место сокращение других видов «более мягких» интервенций, поддерживающих семьи и родителей прежде, чем они достигнут точки поражения кризисом. Все это обусловлено недальновидным подходом, не признающим значимости всеобщего предоставления услуг семьям и родителям, в особенности (и не только) когда дети маленькие. Организации, поддерживающие права и благополучие детей, такие как Еврочайлд, все более подчеркивают значение инвестиций в поддержку семьи и родителей, которая обеспечивает права и возможности родителей и изменяет их позицию, так как это единственный способ передать уверенность детям.       

Фонд короля Бодуэна в Бельгии много лет работает над вопросом детской бедности. Целью фонда является совершенствование политик, используя различные каналы. Он поддерживает проекты, осуществляемые НГО, которые делают акцент на «Слушать детей, страдающих от бедности». Результаты этих проектов были опубликованы в руководстве совместно с ЮНИСЕФ Бельгия. ФКБ также дал слово профессионалам, работающим с детьми на регулярной основе для лучшего понимания ситуаций, с которыми сталкиваются дети, страдающие от бедности. Фонд также провел конференцию при поддержке Президентства Бельгии в Совете ЕС «Кого это волнует? Дорожная карта для рекомендации по борьбе с детской бедностью». Начиная с 2012 года, ФКБ сосредоточит свое внимание на развитии раннего детства детей, подверженных риску. Эти проекты планируются для привлечения внимания недискриминационных служб детских садов и яслей и внешкольных служб, отзывчивых будущих попечителей и учителей к особой ситуации детей из семей группы риска и для привлечения лиц, принимающих решения, к международному обмену мнениями для определения наилучшей практики и применения результатов последних исследований.

В то время как эти действия являются важными политическими шагами, Обучение для Благополучия подчеркивает уникальность и многообразие всех детей и необходимость разрабатывать системы, которые будут учитывать этот факт. Разработка и осуществление подходов к удовлетворению потребностей каждого в различных условиях, в которых они живут, приближает нас к созданию общества, предоставляющего равные возможности для всех, в котором не наклеивают ярлыков и отсутствуют различия при принятии решений. Такие общества могут опираться на сильные стороны каждого при поддержке каких-либо ограничений. Кроме того, важно признавать, что каждый из нас фундаментально мотивирован глубоким желанием понять суть. Открытие этого является процессом, который делает возможным раскрытие нашего уникального потенциала во всех многообразных сторонах нашего бытия. Признание этой сути дает нам внутренние ресурсы (мы можем называть их стойкостью, самоуважением, уверенностью) для работы, в том числе самым неблагополучных ситуациях, без навешивания ярлыков и разделения.

Высказывайтесь! (Speak up!) – это 2-годичный проект Еврочайлд по правам ребенка, осуществляемый на грант Программы прав человека и гражданства Европейской Комиссии. Его цель – узнать собственные взгляды детей на свои права, защиту этих прав и их мнения о необходимых действия национальной и европейской политики. Участвующие дети особенно уязвимы вследствие их ситуации или особенностей, так как эти дети наиболее часто страдают от нарушения своих прав, и существует меньшая вероятность того, что их услышат.

Игра чрезвычайно важна для всех детей, это один из особых способов их самовыражения. Больной ребенок в больнице также должен играть. Дети о многом нам рассказывают через свои игры – о том, кто они, о своих страхах и причинах беспокойства. Игра позволяет им преодолеть свое беспокойство, например, через повторное проигрывание сцен, которые их испугали. Это особенно важно в такие трудные моменты как пребывание в больнице. Во время игры они снова становятся участниками своей жизни и, проигрывая символические игры (например, о своей внешней действительности) входят из того пассивного состояния, в которое они могут попасть в период лечения. Таким образом они контролируют ситуацию. Важно, чтобы у детей было пространство для игр в педиатрических больницах (таких как Дом детей). Во время игры они хорошо проводят время и снова испытывают приятные чувства (ааа не только боль). Это поможет им психологически чувствовать себя лучше, и это состояние психологического благополучия несомненно окажет влияние на их физическое благополучие. Игра – это также пространство для взаимодействия, установления отношений между ребенком и взрослым. Без игры и без этих отношений ребенок не найдет в себе достаточных сил для борьбы. Родителю очень трудно привести больного ребенка в этот мир (мы здесь говорим о тяжелых и хронических заболеваниях). В дополнение ко всем чувствам вины существует вопрос ранней связи между матерью и ребенком. Каждый рожденный ребенок отличается от ребенка, о котором мы мечтали и которого воображали, но это еще более верно в отношении больного ребенка. Через игры родители могут видеть способности своего ребенка, его ресурсы и прогресс и гордиться своим ребенком.

Интервью с социальным педагогом в детской больнице (Франция)    

D|НОВЫЕ РОЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: