В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:
ГОСО - государственный общеобязательный стандарт образования;
ДО – дошкольные организации;
ДВО – дошкольное воспитание и обучение;
ДОП – дошкольные общеобразовательные программы;
МЦ – мини-центры.
МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящий стандарт:
- предусматривает обеспечение единой государственной политики в области дошкольного образования;
- обеспечивает доступ детей к качественному дошкольному образованию;
- дает характеристику требованиям к развитию детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет;
- определяет базовое содержание дошкольного образования детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет, построенное на пяти образовательных областях и направленное на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетентностей;
- обеспечивает инновационность педагогического процесса, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;
|
|
- определяет содержание предметно-развивающей среды возрастных групп, как основного условия воспитания и обучения дошкольника;
- выдвигает требования к педагогам, работающим с детьми разных возрастов;
- рассматривает семью, как первичный социальный институт общества, обеспечивающий удовлетворение базовых потребностей ребенка.
5.2 Требования стандарта являются обязательными при:
- разработке образовательных программ;
- организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности, их типов и видов;
- разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных организаций;
- финансировании дошкольных организаций;
- государственной аттестации и лицензировании деятельности дошкольной организации и педагогов;
- осуществлении мониторинга и контроля качества деятельности педагогов дошкольной организации, а также отслеживании развития детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет.
5.3. Стандартом предусматривается разработка дошкольных образовательных программ воспитания и обучения, которые подразделяются на:
основные (базовые, вариативные), включающие в себя основные направления развития ребенка, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;
дополнительные, включающие приоритетные направления, обеспечивающие потребности населения в образовательных услугах, в соответствии с ключевыми компетентностями;
специальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями в развитии.
|
|
В ДОП должен соблюдаться светский характер воспитания и обучения.
5.4. Цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
Создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.
5.5. Основные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов Казахстана;
- развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста;
- активизация интереса к познанию, любознательности;
- формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;
- реализация индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами;
- создание необходимых условий для саморазвития, развития способностей ребенка-дошкольника;
- поддержка и развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста.
5.6. Дошкольные организации несут ответственность за выполнение требований настоящего стандарта.