Пословицы и поговорки. Мудрость, мораль пословиц и поговорок, их дидактическое, нравоучительное содержание. Бичевание в них человеческих пороков: эгоизма, глупости, хвастовства, лени.
Загадки. Особенности загадок народа. Выражение в загадках глубокого знания жизни, пытливой любознательности человека, умения анализировать факты, явления природы, поступки человека, повадки зверей и птиц. Загадки как средство сохранения духовного опыта народа. Классификация загадок.
Им гордится Алтай (1 ч.). Василий Макарович Шукшин.
«Как зайка летал на воздушном шарике». Проблема детства и детского сознания; мотив любви и ответственности взрослых; психологизм рассказа.
Класс
Им гордится Алтай
Василий Макарович Шукшин и его вклад в развитие отечественного искусства и литературной жизни Алтая. Шукшинские чтения как культурная традиция на Алтае.
«Срезал», «Чудик». Проблема любви и доброты. Образы города и деревни в рассказах (1 ч.).
Класс
Из алтайского фольклора
|
|
Былины. Воспевание богатырской силы. Бескорыстное служение родной земле, народу. Сказители былин. Былины из собраний СИ. Гуляева.
Народные песни Алтайского края. Исторические песни. «О князе Голицыне», «О Суворове», «О Кутузове» и другие песни.
Отражение в исторических песнях патриотических чувств народа, удали, смелости, готовности жертвовать собой. Песни-баллады. «Полонянин», «Марьюшка, вдовьина дочь», «Про князя Михаилу» и другие песни по выбору учителя.
Лирические песни. «Уж как звали молодца...», «Заведу я киселя…» и др.
Песни круговые, обрядовые, проголосные, свадебные.
Обрядовые игры. «Олень», «Ящер», «Фанты».Регулирование в игре отношений между девушкой и юношей. Усвоение эстетических и этических норм в игре.
Им гордится Алтай (2 ч.)
Василий Макарович Шукшин.
«Крепкий мужик». Проблема веры, природа и происхождение зла в рассказе (1 ч.).
«Мастер». Причина социального зла в рассказе Путь к духовному обновлению. (1 ч.).
Кл.
Им гордится Алтай
Василий Макарович Шукшин (1 ч.).
«Срезал», «Сапожки», «Забуксовал», «Беседы при ясной луне», «Как мужик (Переплавлял через реку волка, козу и капусту», «Мечты». «Деревенская» тема. Широта изображения жизни. Сложность и неоднозначность характеров сельчан. Выразительность речи героев.
«Обида»*. Проблема духа и души в рассказах Шукшина.
Кл.
Им гордится Алтай
Алтай в жизни и творчестве В.М. Шукшина (1 ч.). «Алеша Бесконвойный». Проблема духовного самосознания в рассказе. «Калина красная»*. Роман и х удожественный фильм. Село Сростки и Шукшин. Алтайские истоки тем и образов Шукшина (роман «Любавины», рассказы «Сураз», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Беседы при ясной луне и др.). Шукшинские чтения как составная часть культурной жизни Алтайского края.
|
|
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И ФАКУЛЬТАТИВОВ
История культуры села Сростки
Алтайского края
(Рабочая программа Т.В. Сизинцевой, извлечения)
Пояснительная записка
Изучение художественной культуры человечества в любом образовательном учреждении не достигнет желаемой цели, если не будет опираться на культуру «Малой родины», самого ближнего отечества. Вот почему в дополнение к дисциплинам действующего образовательного стандарта необходимо давать выпускнику знания, предлагаемые различными курсами из регионального компонента, приобщать к истории и культуре своего края, района, села.
Основная перспективная цель – формирование у учащихся интереса к искусству, культуре родного края, привитие любви к «малой родине», а также развитие творческих способностей обучаемых.
Изучение региональной культуры начинается с хорошо знакомого учащимся явления, факта, пространства, связанного в частности с местными памятниками скульптуры и архитектуры, фольклором, литературными изданиями, выставками произведений художников.
Уроки по истории культуры Алтайского края проводятся в школьном кабинете, в залах музея В.М.Шукшина, в читальном зале районной библиотеки.
Структурно программа состоит из 3 разделов:
1. Сростковедение;
2. Шукшиниана;
3. Современная художественная культура Алтая.
В первом разделе речь идет об истории села с 1804 года.
Во втором разделе предусматривается знакомство с творчеством В.М. Шукшина – режиссера, актера, писателя, рассматриваются его произведения для театра, подробно изучаются родословная и биография.
Третий раздел предполагает ознакомление учащихся с современным состоянием литературы, театра, изобразительного искусства, архитектуры, музыкального творчества в селе, районе, крае, с теми процессами, которые происходят в региональной культуре в наши дни.
Учебный план программы
Раздел 1. Сростковедение (17 ч.)
Тема 1. Географическое положение и природные условия с. Сростки.
Тема 2. Гора Пикет – памятник археологии.
Тема 3. Сростки 1804 – 1917гг.
Тема 4. Первая мировая и гражданская войны в истории села.
Тема 5. Сростки в 20 – 30-е годы. Коллективизация сельского хозяйства.
Тема 6. Партийная и комсомольская организация села в первые годы совет-ской власти.
Тема 7. Политические репрессии 30-х годов.
Тема 8. Сростинцы в Великой Отечественной войне.
Тема 9. Из истории Сростинской школы.
Тема 10. Совхоз «Сростинский» - главное сельскохозяйственное предприятие села.
Раздел 2. Шукшиниана (10 ч.)
Тема 1. Родословная Шукшиных. Образ матери – Марии Сергеевны Куксиной. Детство и юность.
Тема 2. Шукшин – писатель. Рассказы («Сельские жители», «Осенью», «Алеша Бесконвойный», цикл «Далекие зимние вечера», «Космос, нервная система и шмат сала» и др.), повесть – сказка «До третьих петухов».
Тема 3. Шукшин – актер. Актерские работы Шукшина.
Тема 4. Шукшин – режиссер. 5 фильмов Шукшина – режиссера: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки – лавочки», «Калина красная».
Тема 5. Вклад В.М. Шукшина в развитие театра. Пьесы: «Точка зрения», «Энергичные люди», «А поутру они проснулись»