Из алтайского фольклора

Пословицы и поговорки. Мудрость, мораль пословиц и поговорок, их дидактическое, нравоучительное содержание. Бичевание в них человеческих пороков: эгоизма, глупости, хвастовства, лени.

Загадки. Особенности загадок народа. Выражение в загадках глубокого знания жизни, пытливой любознательности человека, умения анализировать факты, явления природы, поступки человека, повадки зверей и птиц. Загадки как средство сохранения духовного опыта народа. Классификация загадок.

Им гордится Алтай (1 ч.). Василий Макарович Шукшин.

«Как зайка летал на воздушном шарике». Проблема детства и детского сознания; мотив любви и ответственности взрослых; психологизм рассказа.

Класс

 

Им гордится Алтай

Василий Макарович Шукшин и его вклад в развитие отечественного искусства и литературной жизни Алтая. Шукшинские чтения как культурная традиция на Алтае.

«Срезал», «Чудик». Проблема любви и доброты. Образы города и деревни в рассказах (1 ч.).

Класс

 

Из алтайского фольклора

Былины. Воспевание богатырской силы. Бескорыстное служение родной земле, народу. Сказители былин. Былины из собраний СИ. Гуляева.

Народные песни Алтайского края. Исторические песни. «О князе Голицыне», «О Суворове», «О Кутузове» и другие песни.

Отражение в исторических песнях патриотических чувств народа, удали, смелости, готовности жертвовать собой. Песни-баллады. «Полонянин», «Марьюшка, вдовьина дочь», «Про князя Михаилу» и другие песни по выбору учителя.

Лирические песни. «Уж как звали молодца...», «Заведу я киселя…» и др.

Песни круговые, обрядовые, проголосные, свадебные.

Обрядовые игры. «Олень», «Ящер», «Фанты».Регулирование в игре отношений между девушкой и юношей. Усвоение эстетических и этических норм в игре.

Им гордится Алтай (2 ч.)

Василий Макарович Шукшин.

 «Крепкий мужик». Проблема веры, природа и происхождение зла в рассказе (1 ч.).

«Мастер». Причина социального зла в рассказе Путь к духовному обновлению. (1 ч.).

Кл.

Им гордится Алтай

Василий Макарович Шукшин (1 ч.).

«Срезал», «Сапожки», «Забуксовал», «Беседы при ясной луне», «Как мужик (Переплавлял через реку волка, козу и капусту», «Мечты». «Деревенская» тема. Широта изображения жизни. Сложность и неоднозначность характеров сельчан. Выразительность речи героев.

«Обида»*. Проблема духа и души в рассказах Шукшина.

 

Кл.

Им гордится Алтай

Алтай в жизни и творчестве В.М. Шукшина (1 ч.). «Алеша Бесконвойный». Проблема духовного самосознания в рассказе. «Калина красная»*. Роман и х удожественный фильм. Село Сростки и Шукшин. Алтайские истоки тем и образов Шукшина (роман «Любавины», рассказы «Сураз», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Беседы при ясной луне и др.). Шукшинские чтения как составная часть культурной жизни Алтайского края.


 


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И ФАКУЛЬТАТИВОВ

 

История культуры села Сростки

Алтайского края

 

(Рабочая программа Т.В. Сизинцевой, извлечения)

                           

Пояснительная записка

 

Изучение художественной культуры человечества в любом образовательном учреждении не достигнет желаемой цели, если не будет опираться на культуру «Малой родины», самого ближнего отечества. Вот почему в дополнение к дисциплинам действующего образовательного стандарта необходимо давать выпускнику знания, предлагаемые различными курсами из регионального компонента, приобщать к истории и культуре своего края, района, села.

Основная перспективная цель – формирование у учащихся интереса к искусству, культуре родного края, привитие любви к «малой родине», а также развитие творческих способностей обучаемых.

Изучение региональной культуры начинается с хорошо знакомого учащимся явления, факта, пространства, связанного в частности с местными памятниками скульптуры и архитектуры, фольклором, литературными изданиями, выставками произведений художников.

Уроки по истории культуры Алтайского края проводятся в школьном кабинете, в залах музея В.М.Шукшина, в читальном зале районной библиотеки.

Структурно программа состоит из 3 разделов:

1. Сростковедение;

2. Шукшиниана;

3. Современная художественная культура Алтая.

В первом разделе речь идет об истории села с 1804 года.

Во втором разделе предусматривается знакомство с творчеством В.М. Шукшина – режиссера, актера, писателя, рассматриваются его произведения для театра, подробно изучаются родословная и биография.

Третий раздел предполагает ознакомление учащихся с современным состоянием литературы, театра, изобразительного искусства, архитектуры, музыкального творчества в селе, районе, крае, с теми процессами, которые происходят в региональной культуре в наши дни.

 

 

Учебный план программы

 

Раздел 1. Сростковедение (17 ч.)

Тема 1. Географическое положение и природные условия с. Сростки.

Тема 2. Гора Пикет – памятник археологии.

Тема 3. Сростки 1804 – 1917гг.

Тема 4. Первая мировая и гражданская войны в истории села.

Тема 5. Сростки в 20 – 30-е годы. Коллективизация сельского хозяйства.

Тема 6. Партийная и комсомольская организация села в первые годы совет-ской власти.

Тема 7. Политические репрессии 30-х годов.

Тема 8. Сростинцы в Великой Отечественной войне.

Тема 9. Из истории Сростинской школы.

Тема 10. Совхоз «Сростинский» - главное сельскохозяйственное предприятие села.   

 

Раздел 2. Шукшиниана (10 ч.)

Тема 1. Родословная Шукшиных. Образ матери – Марии Сергеевны Куксиной. Детство и юность.

Тема 2. Шукшин – писатель. Рассказы («Сельские жители», «Осенью», «Алеша Бесконвойный», цикл «Далекие зимние вечера», «Космос, нервная система и шмат сала» и др.), повесть – сказка «До третьих петухов».

Тема 3. Шукшин – актер. Актерские работы Шукшина.

Тема 4. Шукшин – режиссер. 5 фильмов Шукшина – режиссера: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки – лавочки», «Калина красная».

Тема 5. Вклад В.М. Шукшина в развитие театра. Пьесы: «Точка зрения»,        «Энергичные люди», «А поутру они проснулись»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: