I. Вводное занятие. Цели и задачи курса

Знакомство с формами учебных занятий, видами деятельности. Важная роль изучения литературы родного края в приобщении к духовным ценностям, в формировании гордого чувства Родины.

 II. «Он похож на свою Родину».Сростки – родина В.М.Шукшина

«Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Государственный историко-мемориальный музей – заповедник В.М.Шукшина. Дом матери. Мемориальная часть Историко-мемориального музея – заповедника В.М.Шукшина. Гора Пикет – одно из любимых мест отдыха В.М.Шукшина.

Самобытность личности Шукшина. Любовь к Родине. «Родина... Я живу чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда …», «И прекрасна – моя родина – Алтай… Какая-то редкая первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя». Родина - источник вдохновения творчества В.М. Шукшина. Урок представлен в форме заочной экскурсии на родину писателя.

  III. «А деревню я люблю…» «Ведь в деревне весь человек на виду. Вот почему все мои герои живут в деревне».

Сборник «Сельские жители» - начало не только творческого пути, но и большой темы – любви к деревне.

На первом уроке предлагается лекция учителя; на втором учащиеся дают отзывы о прочитанных рассказах.

IV.1 Прочная традиция темы «чудинки человеческой»

Тема «чудинки человеческой» имеет прочную традицию в русской литературе, в основании которой Горький и Шолохов. «Чудаки украшают мир» (Горький) и «человек, он без чудинки голый и жалкий» (Шолохов). Созвучность этих мнений миропониманию Шукшина. Учащиеся составляют план лекции.

 2 «Людей неинтересных в мире нет…»

Тема «чудиков» - это лишь одна из стихий Шукшина. Грани человеческой непосредственности и талантливости.

Самостоятельный анализ выбранных рассказов: «Чудик», «Алеша

Бесконвойный», «Упорный», «Микроскоп», «Сапожки», «Обида» и другие.

3 Духовный мир шукшинских «чудиков»; «… они не странные и не чудики, при более пристальном внимании к ним оказываются людьми с доброй и красивой душой».

Выявление основных полюсов творчества Шукшина: нравственность – безнравственность, духовность – бездуховность.

Глубокая неудовлетворенность, мучительный душевный непокой, перевод частного события в общефилософский план. Нравственный ориентир является определяющим в системе жизненных и эстетических оценок Шукшина. «Я старался рассказать про душу». Художественное чтение фрагментов рассказов.

   V. Очевидные приметы писательского мастерства. Особенности сюжета, композиции, языкового и художественного своеобразия.

Исследованию души человеческой подчинено все. Многозначность шукшинских заголовков. Незавершенность смысловых и сюжетных конструкций.

Новеллистика Шукшина за лаконичностью повествования открывает художественное пространство. Сложная система параллелей и перекличек в прозе Шукшина. Художественная деталь. Портретные зарисовки. Кульминация и развязка. Диалогичность повествования.

                                                                                                                                             

Диалог движет сюжет, помогая проникнуть внутрь характера. В обыденной речи проявляется темперамент персонажа. Художественные особенности языка произведений: живая разговорная речь с присущей ей образностью, экспрессией, естественностью. Диалектные и просторечные слова как средство создания своеобразной языковой достоверности, неповторимого «колорита».Использование сравнений, народной поэзии.

Лабораторная работа «В мастерской художника слова». Овладение приемами анализа произведения малого прозаического жанра.

VI. Кинематографичность рассказов Шукшина.

Творческий практикум. Создание киносценария по рассказам Шукшина. Режиссерский комментарий. Групповая форма работы. Театрализация.

VII. «Нравственность есть правда» Нравственное и безнравственное. Мерила истинности и красоты.

Нравственный ориентир является определяющим в системе жизненных и эстетических оценок Шукшина. Урок – размышление. Составление словаря по теме нравственности. Сочинение в жанре эссе «Шукшин сегодня…»

 VIII. Презентация индивидуальных и групповых проектов литературного вечера по творчеству В.М.Шукшина «Нам бы про душу не забыть…» 

Учащиеся подбирают материал из предложенной литературы, включая фрагменты рассказов, отзывы о писателе, воспоминания и т.д. Индивидуальная и групповая работа.

IX. Консультация по подготовке к школьной конференции

(проекты, рефераты, исследовательские работы по предложенным и

   выбранным самостоятельно темам).

Конференция проводится в конце учебного года как результат работы предпрофильных курсов; творческие работы учащихся войдут в их портфолио.


 


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: