В условиях господства рыночных отношений планирование бизнеса теснейшим образом связано с предвидением возможностей сбыта предпринимательского продукта на рынке товаров и услуг. Чтобы прогнозные оценки предпринимателя наиболее соответствовали реальной ситуации будущего спроса и объёма продаж, надлежит тщательно исследовать, изучить и проанализировать рынок сбыта предпринимательского продукта, т.е. людей, которые покупают товар предприятия или пользуются его услугами. Необходимо держать под контролем круг потребителей. Тогда фирма всегда может решить: оставаться на этом рынке или покинуть его. Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стратегических решений и требует тщательного расчёта.
Конечно, предприятие заинтересовано в потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объёме и на протяжении длительного периода с тем, чтобы фирма могла существовать и развиваться.
Первый этап исследования рынка – оценка потенциальной его емкости, т.е. определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень доходов потенциальных покупателей, структура расходов из бюджетов, темпы инфляции, наличие ранее купленных аналогичных товаров и т.п.
Второй этап — оценка доли рынка, которую в принципе может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации. В результате определяется примерное количество покупателей, на которое можно рассчитывать в течение месяца. Однако это количество не может быть принято за основу расчетов, поскольку этих покупателей необходимо еще "завоевать".
При исследовании потенциальных покупателей их группируют по наиболее важным характеристикам. Такие группы покупателей составляют сегменты рынка. Сегментацию рынка используют для того, чтобы выбрать группу покупателей, на которую предприятие будет ориентироваться. Это представлено на рисунках 6 и 7.
Рис. 6 Сегментация рынка сбыта по форме собственности
Рис. 7 Сегментация рынка сбыта по направлению деятельности
Отсюда видно, что основная доля товарооборота будет реализована через владельцев частных капиталов, занимающихся как дальнейшей перепродажей оборудования, так и его непосредственной установкой. Для этой группы потребителей особенно важна полная комплектация заказа, т.е. необходимо постоянно наличие на складе организации полного ассортимента оборудования, что достигается четкой и слаженной работой отдела снабжения.
Третий этап оценки рынка сбыта — прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. Для больших проектов, где цена ошибки велика, проведение маркетинговых исследований связано с применением методов математического моделирования, проведением экспериментов. Для небольших проектов обычно используют экспертную оценку.
Немаловажную роль в оценке объема продаж за прошедший период либо для прогнозирования товарооборота, например, на 2007 год, играет фактор сезонности. Т.е. величина оборота напрямую зависит от месяца года. Эта динамика показана на рисунках 8 и 9.
Рис. 8 Динамика товарооборота за 2005 год
Рис. 9 Динамика товарооборота за 2006 год
Из представленных диаграмм видно, что наибольший объем достигается в последнем квартала года. Как правило, это связано с тем, что в этот период окончательно утверждаются и совершаются большинство долгосрочных сделок и договоров, сдача объектов также планируется на конец года, государственным предприятиям необходимо отчитываться за предоставленные денежные средства, значительно усиливается и активность мелкооптовых организаций и частных лиц. Положительная тенденция роста наблюдается обычно с апреля-мая. Таким образом, в этот период предприятию необходимо уделять максимально внимания к качеству поставок и продукции, срокам различных договоров и заказов. Как показывает практика, именно в эти «активные» месяцы у потребителей формируется отношение к продавцу.
На рисунке 10 показана структура распределения продаж по регионам России.
Рис. 10 Сегментация рынка сбыта по региональной принадлежности
Как видно из диаграммы, наибольшая доля в товарообороте принадлежит потребителям из дальних регионов России. Связано это с тем, что региональные заказчики стараются скомплектовать максимальный по ассортименту и стоимости заказ, в связи с дороговизной доставки. Также здесь важно отметить, что такие города как Москва и Санкт-Петербург занимают первые места в данной ранжировке. Связано это, во-первых, со сосредоточением основного капитала именно в этих городах, во-вторых, более жесткой конкуренцией и большим количеством мелких фирм в регионах, занимающихся розничной торговлей в данной сфере. [6]
Выводы по главе 1.
Компания «ТИНКО» занимается продажей оборудования для обеспечения безопасности человека и различных объектов. Т.е. деятельность нацелена на рынок технических средств безопасности. В последние несколько лет резко возрос интерес людей к собственной безопасности. В прошедшем году это связано с участившимися катастрофами техногенного характера, вместе с тем России пришлось столкнуться с таким явлением, как террористические акты. С другой стороны, изменилось что-то и в самом сознании людей. Они начали задумываться о собственной безопасности и защите своего имущества. Лучше не устранять последствия каких-либо происшествий, а пытаться предупредить таковые.
На сегодняшний день, можно с полной уверенностью сказать, что на рассматриваемых сегментах рынка, предложение, несомненно, превышает спрос. То есть у заказчика появляется возможность выбора, а производитель вынужден всерьез задумываться о качестве продукции, вследствие чего рынок динамично развивается. Вырастают объемы продаж многих компаний, в т.ч. и исследуемой. Начинается борьба за потребителя, качество повышается в основном за счет использования высоких технологий при изготовлении изделий и расширения их функциональных возможностей.
В этой главе в результате исследования выявлены главные недостатки основных конкурентов компании. Знание этих аспектов позволит более эффективно организовать свою деятельность, объективно оценить ситуацию на рынке, вовремя сориентироваться в случае изменения положения в данном сегменте рынка.