Введение
В процессе количественной обработки экспериментальных данных применялись следующие математико-статистические методы и процедуры: частотный анализ, параметры распределений значений показателей ( -среднее -стандартное отклонение и другие), статистический критерий (U -критерий Манна-Уитни, T -критерий Вилкоксона), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции τ -Кендалла, ρ -Спирмена), факторный анализ (по методу главных компонент), кластерный анализ.
Методики психолого-педагогической методики и математико-статистическая обработка данных
Количественная обработка результатов психолого-педагогической диагностики включала в себя несколько математико-статистических методов, назначение которых состояло в следующем:
1) Изучение степени выраженности показателей. Рассчитывались параметры статистических распределений значений диагностических показателей (частоты встречаемости признаков, -среднее -стандартное отклонение, минимумы, максимумы, стандартные ошибки средних). Для сравнения выборок по степени выраженности показателей с учетом статистической значимости различий использовался непараметрический статистический U -критерий Манна-Уитни (или T -критерий Вилкоксона).
|
|
2) Исследование взаимозависимостей между показателями. Выполнялся корреляционный анализ на основе коэффициента ранговой корреляции τ -Кендалла, (ρ -Спирмена).
Выбор именно этого непараметрического критерия обусловлен несколькими обстоятельствами: диагностические показатели соответствуют порядковым измерительным шкалам, не требуется выполнять проверку нормальности распределения значений показателей, выборки обследуемых являются малыми (до 30-50 человек) и независимыми (U -критерий Манна-Уитни) или зависимыми («до—после») (T -критерий Вилкоксона).
Выбор рангового критерия корреляции τ -Кендалла (ρ -Спирмена) обусловлен тем, что значения диагностических показателей соответствуют порядковой (ранговой) измерительной шкале.