Описание функциональной схемы автомобиля

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Исследование системы с нечетким управлением

 

Цель работы: получение практических навыков работы с нечетким регулятором.

 

Задание на лабораторную работу: разработать систему нечетких правил и функций принадлежности для управления автомобилем на перекрестке [12].

При этом:

1. Автомобиль должен двигаться со скоростью не ниже 60 км/ч по улице вдали от светофора.

2. Автомобиль должен останавливаться на перекрестке на красный сигнал светофора.

3. Режим работы светофора в зависимости от варианта:

 

Вариант              Режим работы светофора

  1     "красный", "красный и желтый", "зеленый", "желтый"...

2     "красный", "красный и желтый", "зеленый", "желтый"...

       А также светофор может не работать.

3     "красный", "желтый", "зеленый", "желтый"...

4     "красный", "красный и желтый", "зеленый", "желтый"...

       А также светофор может мелькать желтым.

5      "красный", "красный и желтый", "зеленый", "желтый"...

       А также светофор может не работать и мелькать желтым.

6      "красный", "красный и желтый", "зеленый", "желтый"...

              Сигнала с системы технического зрения не всегда на 100% 

              достоверен.

7     "красный", "красный и желтый", "зеленый", "желтый"...

             А также светофор может не работать. Сигнал с системы  

             технического зрения не всегда на 100% достоверен.

 

Если светофор мелькает желтым (варианты 5 и 6), то автомобиль должен проезжать перекресток со скоростью ниже 40 км/ч.

При нарушении правил автомобиль попадает в аварию. При этом Вы можете увидеть соответствующую анимацию.

Ниже приведена таблица состояния флагов опций для каждого варианта:

Таблица 1.

Состояние флагов опций для различных вариантов.

                                                               1      2 3 4 5 6 7

Светофор | Может не работать                   *             *      *

Светофор | Может мелькать желтым                      * *        

Светофор | Красный и желтый            * *      * * * *

Автомобиль | 100% дост-сть датчиков * * * * *

Описание функциональной схемы автомобиля

Система управления автомобилем состоит из следующих блоков (Рис.1): телекамера, система технического зрения, нечеткий регулятор, система управления скоростью, исполнительная часть автомобиля. При этом все блоки, кроме нечеткого регулятора, мы будем рассматривать, как "черный ящик".

Система технического зрения обрабатывает видеоизображения, получаемые с телекамеры. При обработке изображения распознается образ светофора. На выходе системы формируется сигнал расстояния до светофора (X) и сигнал света светофора (С).

 

Система управления автомобилем

Рис.1

Эти сигналы совместно с сигналом спидометра автомобиля (V) поступают в нечеткий регулятор. В данной работе Вам предложено "научить" нечеткий регулятор обрабатывать эти сигналы. На выходе нечеткого регулятора нужно сформировать сигнал уставки на скорость (Y).

Сигнал уставки поступает на систему управления скоростью, а оттуда на исполнительную часть автомобиля.

В упрощенном варианте система технического зрения выдает достоверную информацию о сигнале светофора. Эта информация поступает в нечеткий регулятор в виде входной переменной С. Причем при красном сигнале светофора значение переменной С равно 0. При сигнале "красный и желтый" значение С=1. При "зеленом" С=2. И т.д. (см. таблицу 2).

Таблица 2.

 Значение переменной С при различном состоянии светофора.

Состояние светофора           Значение С

Красный                                       О

Красный и желтый                       1

Зеленый                                         2

Желтый                                          3

Желтый мерцает                           4

Не работает                                       5

 

В вариантах 6 и 7 система технического зрения выдает недостоверный сигнал. В этом случае значение переменной С принимает не дискретное, а непрерывное значение. Т.е. при зеленом сигнале светофора значение С может составлять, например, 2.25. Это значит, что система технического зрения "видит" на светофоре зеленый свет с определенной долей вероятности. По умолчанию функции принадлежности по переменной С составлены так, что значение 2.25 к понятию "зеленый" будет относиться с достоверностью 0.5.

Сигнал расстояния до светофора (X) измеряется в метрах. Если светофор не найден или расстояние до него свыше 140 м., то значение этого сигнала равно 140 м. Сигнал со спидометра (V) и сигнал уставки (Y) измеряются в км/ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: