Доктрина Евразии «москва — Третий Рим»

СОЗДАНИЕ ДОКТРИНЫ

О

сновная геополитическая концепция Руси была сформулирована после брака ИВАНА III (1440—1505) с дочерью брата последнего византийского императора — Софией Палеолог.

Великий князь Иван Васильевич овдовел в 27 лет. Новой супругой государя стала Софья Палеолог, племян­ница последнего византийского императора Константи­на XII. После взятия турками-османами Константинопо­ля ее семья бежала в Италию. Их первый сын Василий появился на свет в 1479 году.

Русь была тесно связана с Византией династическими браками. Креститель Руси святой князь Владимир взял в жены византийскую царевну Анну.

От дочери византийского императора родился вели­кий князь Киевский Владимир Мономах, которому ви­зантийский император в начале XII века прислал крест из животворящего древа, сердоликовую чашу, принадле­жавшую его предку, императору Августу, правившему Римом с 27 года до н. э. до 14 года н. э. (напомним, что Рюрик был также потомком Августа в 14-м колене), цар­ские бармы и царский венец (шапку Мономаха), которым с тех пор венчались на княжение великие князья и цари.

От его ветви пошли последующие русские самодерж­цы. Отметим также брак сестры Василия II Анны с ви­зантийским царевичем Иоанном (1411—1414). А в конце этого периода — наиболее важный брак Иоанна III с пле-


56


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


мянницей последнего, убитого при турецком штурме Константинополя, византийского императора Софьей Па-леолог (1472); после пресечения всего потомства Палео-логов она осталась единственной наследницей Византий­ского царства (о чем напомнил Иоанну III венецианский сенат).

Великого князя Московского стали именовать по ви­зантийскому образцу царем и автократором (самодерж­цем). После захвата Константинополя турками в 1453 го­ду Русь оставалась единственным православным государ­ством.

Гербом Русского государства стал византийский дву­главый орел, в котором можно видеть знак «симфонии» двух властей. Его связывали с Константином Великим, принявшим этот герб в 326 году, Софья Палеолог при­везла его с собой в Россию на своих регалиях, и поэтому в России двуглавый орел с полным правом получил именно такое государственное значение преемственности от Византийского царства (так считали В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин и другие).

Двуглавый орел известен у хеттов и в Месопотамии во 2 тысячелетии до н. э., в Индии II века до н. э. и т.д. На Руси двуглавый орел впервые появился еще в языче­ских курганах Смоленщины — у сел Шиловцы (VIII— IX вв.) и Гнездово (X в.). Позже, в XII—XIV веках он по­является на монетах Твери, на суздальских вратах и т.д.

В начале XVI века инок одного из псковских мона­стырей ФИЛОФЕЙ сформулировал теорию «Москва — Третий Рим». Русь объявлялась последним и вечным царством православного мира, наследницей величия древних прославленных государств (Римской и Визан­тийской империй).

«И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной хри­стианам царь».

Из послания старца Филофея Ивану III


ГЛАВА 4. ДОКТРИНА ЕВРАЗИИ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ»


57


Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. Вадим Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова» (М., 2001, с. 470—471) отмечает, что как псковитянин Филофей ис­пытывал духовное воздействие близкого к преподобному Иосифу Волоцкому святителя Геннадия, который в 1484—1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским.

Нельзя недооценивать и тот факт, что сочинения Фи-лофея переписывались в Иосифовском Волоколамском монастыре (хотя уже после кончины преподобного Иоси­фа Волоцкого). Это вполне понятно, ибо идея «Москва — Третий Рим» была созвучна наследию преподобного ИО­СИФА ВОЛОЦКОГО, и к тому же для ее рождения необхо­димой предпосылкой являлась ПОБЕДА над ересью жи-довствующих (Филофей упоминает о ней), которая по­зволяла считать московское православие истинным, отвергнувшим заблуждения.

Ранее старца Филофея преподобный Иосиф Волоц-кий в своем послании призывал вступившего на престол Василия III:

Бога ради, господарь и Пречистыа Богородицы, — по­жалуй, и попецыся, и промысли о божественных церквах и о православной вере хрестьянстей... ино, государь, погиб­нуть всему православному христианству от еретических учений, яко ж и прежа... Царства погибоша сим образом... Римское, иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша.

По словам Иосифа, два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благовейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостоль­ского православия.

Первый — наследник мировой империи языческого Рима — отпав в гордыну католицизма.

Второй (Византия) — поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета.


58


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Третий же Рим — Москва, государство народа русско­го, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту православного веро­учения, утверждающего конечное торжество Божествен­ной справедливости и любви.

Из этого ясно, что идея Третьего Рима восходит к преподобному Иосифу Волоцкому, и этим тезисом Ва­дим Кожинов завершает свою книгу «История Руси и русского слова» (М., 2001, с. 471). Автор солидарен с мнением великого русского историка.

А теперь коротко об авторе идеи Третьего Рима, пре­подобном Иосифе Волоцком (Карпов А. И., Юрьев А. И. СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ. — М., Вече, 2000. — 512 с.).

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Иван Санин) (1439—1515). Он был известен как автор строгого монастырского устава, как ревнитель могущества православной церкви. Но по­жалуй, одним из главных направлений его деятельности стала борьба с ересью «жидовствующих».

Ересь была завезена в Новгород неким иудеем Схарией (Захарией), который увлек в свою веру некоторых из нов­городских священников: впоследствии от них научились другие, и так ересь распространилась сначала в Новгород, а затем вместе с переехавшими новгородцами и в Москве. Причем ее приверженцами стали не только, и даже не столько, рядовые сявщенники, сколько многие иерархи церкви и люди из окружения самого великого князя Ива­на III.

Преподобный Иосиф обвинял еретиков: «Жидовин именем Схария... диаволов сосуд изучен всякого злодей­ства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звез-дозаконию же и астрологы», — приехавший в 1471 году в Новгород и еще три других «жида» из Литвы, приехав­шие вслед за Схарией, «прельстили» первых еретиков, попа Дениса и протопопа Алексия; «жиды» научили их «жидовству», велели втайне быть «жидами», а снаружи казаться христианами и превратили их в самых ревност­ных пропагандистов «жидовства».


ГЛАВА 4. ДОКТРИНА ЕВРАЗИИ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ»


59


«Жидовствующие» утверждали:

что при летосчислении надо опираться на иудейский ШЕСТОКРЫЛ (по-иудейски на 750 лет меньше от сотво­рения мира, чем по-христиански);

что нельзя поклоняться кресту и иконам, так как они от рук человеческих (тезис иудаизма);

что Иисус Христос — пророк, подобный Моисею, но не равный отцу-богу (тезис иудаизма и ислама);

что Бог един, а не троичен (тезис раввинистичекого иудаизма, выдвинут в XII веке испанским иудеем Май-монидом).

Кроме того, они выступали против русского монаше­ства; отрицали загробную жизнь и второе пришествие Иисуса Христа (тезис иудаизма).

Союзникоми преподобного Иосифа Волоцкого были греки из окружения Софьи Палеолог, среди которых ве­дущую роль играли братья Юрий и Дмитрий Траханиот.

Собор 1504 года и Иван III полностью поддержали преподобного Иосифа Волоцкого. Еретики были каз­нены.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: