Эмпириокритицизм (махизм) – вторая историческая форма позитивизма

В 70-80-х г.г. 19 в. в Австрии и Германии возникла философия «чистого опыта», или эмпириокритицизм(Э), часто называемый, по имени одного из его основателей и популяризаторов Эрнста Маха, махизмом. Эта философия была новой разновидностью позитивизма, «вторым позитивизмом». Сохраняя главнейшие признаки позитивизма 19в., и в том числе претензию на право называться философией современного естествознания, махизм отличался и рядом особенностей. Позитивистская доктрина в махизме стала более воинственной. Если позитивисты 19в. нападали на философию, то махисты ополчились и на науку, выискивая в ней метафизику. Мах и Авенариус объявили, что им удалось в философии проложить «третий путь», который, не будучи материалистическим, в то же время не является и идеалистическим. Это было сделано следующим образом: все элементы мира были объявлены нейтральными (т.е. они не духовны и не материальны).

Труды: Авенариус «Критика чистого опыта». Э—критика конкретно-научного опыта, точнее, методологических оснований опыта физики и психологии. Ф-я Э была, с одной стороны, реакцией на кризисное состояние оснований науки, а с другой — своеобразной программой философского поиска путей выхода из кризисного состояния оснований науки.

Именно в этом смысле основные идеи махизма были идеями критики научного опыта. Поясним, что имеется в виду. По теории элементов мира, созданной Махом, «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов образуют тела". Иначе говоря, научный опыт состоит не из психических /ощущений/ или физических /фактов/ явлений, а из нейтральных элементов. Учёный, конечно, всегда заинтересован в том, чтобы язык описания мира был бы как можно более строгим. С этой точки зрения, высшим достоинством языка науки была бы нейтральность. Ощущения рассматривались как единственно доступная человеку реальность и элемент всего существующего.

Второй в нашем изложении теорией Маха была " экономия мышления ". Суть теории в том, что для описания явления должны быть предложены не только различные теории, но и даже противоположные научные теории. Все они будут хороши, если будут простыми, экономными и удобными. Т.е. истинность знаний отодвигалась на второй план, а высшим принципом науки признавалась экономия.

Авенариус признавал теорию экономии, полагая задачей Ф-ии мышление по принципу наименьшей траты силы, существенно деформировал образ науки. Для того, чтобы осуществить этот принцип на практике, позитивизкая Ф должна отказаться от использования понятий, содержание которых выходит за «чистого опыта». Устраним из сферы науки такие понятия, как причина, атом, субстанция и т.п. учёный будет мыслить не только экономно, но и феноменологически (отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: