Критерии эффективности воспитательной системы:
мониторинг здоровья;
воспитанность учащихся;
защищенность и комфортность ребенка в классе;
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
сформированность классного коллектива до мерцающего маяка;
имидж класса;
проявление индивидуальности («лица») классной общности.
отслеживание пропусков по болезням учащихся.
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности – это комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий.
Задачи мониторинга:
Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, их режима дня.
Изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-4-х классов.
Мониторинг пропусков по болезни.
Ожидаемые результаты.
Выпускник начальной школы личность, способная делать выбор, ответственный выбор в нравственном и здоровьесберегающем самоопределении, знающая свой край; позитивно относящаяся к миру, к людям, с развитой мотивацией самоактуализации; способная к сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. При подведении результатов можно оценить уровень ключевых компетенций у учащихся.
|
|
культурной: обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.
общекультурный уровень; знание исторических традиций, своеобразие родного края, страны, своей семьи.
знание природных и экологических особенностей, проблем своего края;
умение находить и оценивать возможности своего коллектива, находить пути его развития;
социальной - участие в социально значимой деятельности.
организаторской – участие в организации исследовательской, познавательной деятельности; организация общественных и классных дел.
коммуникативной - владение навыками культуры общения, способность к творчеству, умение выстраивать диалог в разнообразных ситуациях.
способность к самосовершенствованию - знание своих достоинств и недостатков, умение разрабатывать программу личного роста.
Методы и приемы улучшения результативности воспитательной системы с детьми:
методика Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреевой «Удовлетворенность школьной жизнью»;
анкеты «Я и мой класс», «Я и моя школа», «Удовлетворенность школьной жизнью»;
конкурс идей и проектов: «Класс, в котором я хотел бы учиться», «Школа будущего»
игры «Лидер», «Морские командные учения» (межличностные отношения);
сочинения;
недописанный тезис: «Сегодня я узнал…», «Хороший класс – это…», «Самое интересное дело – это…»;
|
|
альтернативный тезис: «Смотреть телевизор или…»;
анкетирование родителей, интервьюирование:
собеседование;
наблюдение;
рефлексия.
Заключение.
В процессе формирования личности воспитание играет важную роль, именно через воспитательный процесс в сознание и поведение человека включаются основные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Творческий день детей и родителей.
Конкурс будущих хозяюшек.
Коллективные дела.
Пожелания друзьям.
Список использованной литературы:
1. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006.
3. Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003.
4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11.
5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57.
6. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004
7. Воспитательная система класса: Герасимова Наталья Федоровна, учитель физики.
8. Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm