Анализ регионального рынка мучных и хлебобулочных изделий

 

В настоящее время в экономике сельскохозяйственного производства Республики Адыгея происходят крупные перемены. Получают распространение все формы предпринимательства на селе. Идет процесс перерегистрации колхозов и совхозов с созданием в большинстве случаев на их базе товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ открытого типа, ассоциаций фермерских хозяйств, кооперативов и др.

Как показывают исследования, на территории республики сохраняются общероссийские тенденции рынка по оценке экспертов, объемы продаж заводского хлеба ежегодно падают.

По состоянию на ноябрь 2009 года, 95% регионального рынка в натуральном выражении контролировали местные производители, ведущими из которых являются ОАО «Кубаньхлебродукт», ОАО «Дондуковский элеватор» и ОАО «Краснодарзернопродукт». Среди кубанских производителей на долю хлебозаводов приходится 80% рынка в натуральном выражении, остальные 20% делят между собой порядка 20 мини-пекарен.

На таблице 2.5 представлены доли рынка компаний – основных конкурентов завода.

 


Таблица 2.5 – Доли рынка между основными конкурентами

Направление деятельности компании

Доли компаний

ОАО «Кубаньхлебродукт»

ОАО «Дондуковский элеватор»

ОАО «Краснодарзернопродукт» ООО «Колос» Другие Итого
Производство муки 44%

21%

14% 12% 9% 100%
Производство хлебобулочных изделий 10%

15%

16% 18% 41% 100%
Розничная торговая сеть 19%

26%

8% 14% 33% 100%
Складские услуги

нет данных

Суммарная доля рынка 24,3% 20,6%

12,6%

14,6% 27,6% 100%
               

 

Результаты исследования конкурентного рынка изображены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Доли компаний на рынке

 

Согласно результатам опроса, 73,2% потребителей покупают хлебобулочные изделия регулярно, а 19,6% – периодически. Вообще не потребляют эту продукцию 7,2% респондентов.

Что касается частоты покупок хлебобулочных изделий, то большинство респондентов приобретают их каждый день, при средней разовой закупке от одной до двух единиц изделий или в среднем 600-1000 граммов.

Учитывая при исследовании количество членов семьи, частоту потребления, среднюю частоту и объем разовой закупки, можно сделать вывод о том, что на одного потребителя в месяц приходится 12-15 хлебобулочных изделий. Таким образом, согласно исследованию, емкость рынка составляет 450 тонн в месяц, или примерно 15 тонн в день.

Предприятие производит ассортиментный перечень продукции и услуг, представленный в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Ассортиментный перечень товаров и услуг ООО «Колос»

№ пп Наименование ассортиментной группы Уд. вес в общем объеме реализ(%) % использования мощностей Рентабельность (%)
1. Производство муки и крупяных изделий 15,3 40,1 12
2. Хлебобулочные изделия 61,1 79,1 25
3. Хранение зерновых культур 2,6 50 26

 

Половина потребителей – 50,7% – покупают хлебобулочные изделия в местах приобретения остальных продуктов питания, исходя из фактора «удобство». На ценовой фактор при выборе места покупки ориентируются 31,7% респондентов, выбирая магазины с более низкими ценами на данную продукцию, а признаком «свежесть продукции» руководствуются 17,6% потребителей.

Большинство респондентов приобретают хлеб в непосредственной близости от места жительства – более 60% потребителей в качестве наиболее предпочтительного места покупки выбирают мини-маркеты и магазины формата «у дома».

На выбор места покупки, с одной стороны, влияет достаточно высокая частота покупки в одном месте (привычка покупать в одной точке продаж), а с другой – желание потреблять свежую продукцию. Проведенное наблюдение в розничных точках продаж продуктов питания показало, что хлебобулочные изделия, произведенные традиционным заводским способом, залеживаются на прилавках розничных точек, что не может не сказаться на восприятии их качества потребителями. Так, удовлетворены качеством хлебобулочной продукции лишь 57,6% покупателей.

При этом 25% опрошенных высказали свое недовольство свежестью предлагаемой в магазинах продукции, а 8,33% респондента не удовлетворены вкусовыми характеристиками хлеба.

Ситуация «залеживания» продукции на полках магазина определяет отрицательную оценку качественных характеристик продукта у половины респондентов. С другой стороны, оценка свежести и вкусовые характеристики являются определяющими факторами при выборе продукта большинством потребителей.

Оценивая критерии выбора хлеба потребителями, можно отметить, что они довольно чувствительны к цене, что заставляет производителей фокусироваться не на качественных характеристиках,а на принципе снижения издержек при производстве и дистрибьюции хлебобулочной продукции.

В заключение приведем основные результаты проведенного исследования:

- тенденции сокращения рынка хлебобулочных изделий, производимых традиционным массовым – заводским способом, сохраняются на региональном рынке, который на 95% контролируется местными производителями;

- большинство потребителей приобретают хлебобулочные изделия с периодичностью один – два дня при средней разовой закупке 600-1000 грамм хлебобулочных изделий;

- большинство потребителей предпочитают приобретать хлебобулочные изделия в непосредственной близости от места жительства;

- более половины потребителей удовлетворены качеством хлебобулочной продукции, остальных не удовлетворяет свежесть и вкусовые характеристики;

- при выборе продукта, наиболее значимыми факторами являются свежесть, качество и вкус хлебобулочных изделий.

Учитывая прогнозируемые темпы роста рынка, а так же выявленные предпочтения потребителей возможно предположить, что со временем российский рынок хлебобулочных изделий приблизиться к европейским показателям и достигнет значительного перевеса в пользу продукции глубокой заморозки.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: