Согласно Закону об общих принципах организации высшей школы и соответствующим законам в землях (например, в Баден-Вюртемберг), большая часть университетов и некоторые институты создали центральные консультационные бюро (Studienberatungen). Они занимаются более с чем 50% будущих студентов (включая дни открытых дверей и посещения школ), а в оставшееся время занимаются записанными студентами. Большая часть их работы приходится на краткие ответы на запросы информации и консультационные запросы (также по телефону и E-Mail), но большая часть данных бюро предлагают также консультирование студентов, которые не уверены в выборе своей специальности, хотят перейти на другой факультет (выбрать другую специальность), а также учащихся, имеющих проблемы, связанные с учебой, или личные проблемы. Консультанты имеют различный академический фон, лишь частично они имеют особую квалификацию в консультационной области.
В качестве дополнения к данным центральным службам большинство учреждений требуют от факультетов назначения академических сотрудников, ответственных за консультации на их курсе. Качество этих предложений очень различно. В некоторых случаях студенты старших курсов заботятся об обучающихся на младших курсах. Терапевтическое консультирование и социальные службы предлагаются обычно до официальной самостоятельной работы студента, который обычно работает на локальном или региональном уровне, работу для студентов частично предлагают также специальные службы для трудоустраивающегося студента.
|
|
Сотрудничество между вузами и отделами по вузам (Hochschulteams) федерального ведомства труда отрегулировано согласно договору в национальном соглашении между федеральным ведомством и Советом ректоров вузов (Hochschulrektorenkonferenz (HRK)), в отдельных постановлениях на земельном уровне и регулярными встречами на локальном уровне. Отделы по вузам находятся везде, где есть вузы с более 10000 студентов. Они предлагают свои службы обычно непосредственно в вузе, часто находясь недалеко от консультационных бюро. В основном они концентрируются на профориентации и посреднических услугах. На практике эти области пересекаются, особенно если студент меняет свою специальность или прерывает обучение, и обычно имеет место сотрудничество при организациях активности, как, например, биржи труда (Jobbörsen) и Workshops. Центральные учебные консультационные бюро не имеют никаких контактов с работодателями, или эти контакты незначительны. Наибольшую конкуренцию для федерального ведомства труда в области посреднических услуг составляет частный сектор. Ожидание консультации при федеральном ведомстве труда часто занимает больше времени (иногда до шести недель) чем при Центральном учебном совещании (обычно максимум одна — две недели). Взаимоотношения между обоими учреждениями обычно хорошие.
|
|
Традиционно немецкие вузы не чувствуют ответственности за успешный профессиональный старт их выпускников. Эта ситуация сейчас постепенно меняется, так как конкуренция между вузами растет и связи с рынком труда становятся комплексными. За несколько прошедших лет целый ряд университетов (приблизительно 50 из 350) создали собственные профориентационные службы, которые иногда находятся при Центральных учебных консультационных бюро и других студенческих службах. Отделы по вузам федерального ведомства труда часто проводят краткосрочные курсы для студентов по развитию способностей при поиске работы и общим темам, связанных с занятостью (коллективная работа, заводское хозяйство, обработка данных и т.д.); несколько университетов начинают теперь проявлять активность для поддержания собственной позиции на рынке труда.
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Такой подход позволяет исключить дублирование исследований, при этом облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме. Это, безусловно, положительно сказывается на трудоустройстве выпускников.