Учебные ситуации
1.1. Работа на уроке
1.1.1. Правила поведения ученика и учителя на уроке является предметом публичного обсуждения;
Например, что нужно делать в случае опоздания, можно ли выходить из класса во время урока, не спрашивая об этом учителя и т.п. |
1.1.2. Учитель создает условия для активизации деятельности ученика на уроке;
1.1.3. Желательно, чтобы применяемые учителем формы работы предполагали смену коммуникативной роли ученика;
1.1.4. Среди задач, которые ставит себе учитель, должны присутствовать обсуждение успешности ученика в общении.
1.2. Выполнение индивидуальной работы
1.2.1. Индивидуальная работа должна отвечать решению значимой для ученика задачи и быть практико-ориентированной;
1.2.2. Учителю необходимо предлагать тексты, задания (источники информации, средства), которые мотивировали бы ученика к индивидуальной работе;
1.2.3. Надо стремиться к тому, чтобы индивидуальная работа с текстом предполагала такие операции как «перевод», «интерпретация» в широком смысле этих слов;
|
|
1.2.4. Например, «перевод» с языка слов на язык схем; «перевод» текста с расчетом на определенного адресата (младшего школьника, человека, не знакомого с проблемой, обсуждаемой в исходном тексте и т.п.) |
1.2.5. Индивидуальная работа ученика планируется учителем, рассчитывается на определенное время;
1.2.6. Спланированная учителем индивидуальная работа ученика должна быть оценена, ее результаты могут быть предметом обсуждения.
1.3. Работа в группе (в том числе выезд за пределы школы)
1.3.1. Ученикам должны быть ясны цели, характер и возможные результаты их деятельности в группе;
1.3.2. Необходимо чередовать различные способы формирования групп, обсуждать их эффективность;
1.3.3. Цели, способы работы, результат, ролевое распределение (перераспределение) может является предметом обсуждения;
1.3.4. Правила поведения в группе могут обсуждаться, устанавливаться классом и/или группой;
1.4. Консультация
1.4.1. Желательно, чтобы консультация являлась стабильной формой организации учебных занятий (присутствовать в расписании, как особая инициативная относительно ученика форма образовательного процесса);
1.4.2. Консультация должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать ученика к оценке и анализу целей, способов работы и т.д.
ОТЧЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
2.1. Публичное выступление
2.1.1. Ответ учащегося рассматривается как публичное выступление.
Вопрос задаёт учитель, ответ же адресуется классу. |
2.1.2. Правила публичного представления результата учебной деятельности, а также их соблюдения является предметом дискуссии (по норме) субъектов образовательного процесса.
|
|
Например: при отказе ученика отвечать (выходить к доске), учитель не должен ставить отметку «два». Он может предложить ученику выбрать время и форму ответа, при этом ученику необходимо аргументировать (возможно, индивидуально) причину своего отказа. |
2.1.3. Ответ ученика должен использоваться учителем для организации межличностной коммуникации.
Например: учитель предлагает обсудить ответ ученика (одним из вопросов для обсуждение может быть такой: «За что ответ может быть оценен?»), задать уточняющие вопросы выступающему или однокласснику. Учитель заранее оговаривает, что он оценивает только форму подачи материала, содержание же оценивают учащиеся |
2.1.4. Учитель должен обращать внимание учащихся на практическую и/или теоретическую значимость предъявляемого материала.
Например: предложите учащимся найти в окружающем мире, где встречается описываемое явление (закон притяжения Земли - падение хулигана с дерева) |
2.2. Контрольная (самостоятельная, практическая) работа
2.2.1. Работы должны быть многоуровневые.
Задания должны отличаться по уровню сложности и профильности. Так в контрольной теме «Природное сообщество» возможны задания: проиллюстрируй понятие «ярусность», сочини комикс о пищевых цепях; реши задачу на последовательность действий; дай теоретическое объяснение явлению. |
1.2.2. Учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы. Критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы.
1.2.3.Ученик должен иметь возможность:
ü Выбрать уровень, на котором он выполняет работу
ü Выбрать время выполнения контрольной работы из предложенных заранее как минимум двух дат или выполнить ее дважды;
ü Привлекать (использовать) дополнительные источники информации;
ü Апеллировать выставленную учителем оценку.
Например: При работе над заданием ученик может обратиться к справочнику, словарю, учителю, соседу. При этом в момент оценивания выбранные формы «помощи» должны быть оценены: грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, помощь соседа может, наоборот, снять баллы Если работа (или сходные работы) выполнялась несколько раз, желательно выставлять лучшую оценку (по «спортивному» принципу). При этом не забывать о п. 1.2.2. |