Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности в рамках компетентностного подхода

Учебные ситуации

1.1. Работа на уроке

1.1.1. Правила поведения ученика и учителя на уроке является предметом публичного обсуждения;

Например, что нужно делать в случае опоздания, можно ли выходить из класса во время урока, не спрашивая об этом учителя и т.п.

1.1.2. Учитель создает условия для активизации деятельности ученика на уроке;

1.1.3. Желательно, чтобы применяемые учителем формы работы предполагали смену коммуникативной роли ученика;

1.1.4. Среди задач, которые ставит себе учитель, должны присутствовать обсуждение успешности ученика в общении.

 

1.2. Выполнение индивидуальной работы

1.2.1. Индивидуальная работа должна отвечать решению значимой для ученика задачи и быть практико-ориентированной;

1.2.2. Учителю необходимо предлагать тексты, задания (источники информации, средства), которые мотивировали бы ученика к индивидуальной работе;

1.2.3. Надо стремиться к тому, чтобы индивидуальная работа с текстом предполагала такие операции как «перевод», «интерпретация» в широком смысле этих слов;

1.2.4. Например, «перевод» с языка слов на язык схем; «перевод» текста с расчетом на определенного адресата (младшего школьника, человека, не знакомого с проблемой, обсуждаемой в исходном тексте и т.п.)

1.2.5. Индивидуальная работа ученика планируется учителем, рассчитывается на определенное время;

1.2.6. Спланированная учителем индивидуальная работа ученика должна быть оценена, ее результаты могут быть предметом обсуждения.

1.3. Работа в группе (в том числе выезд за пределы школы)

1.3.1. Ученикам должны быть ясны цели, характер и возможные результаты их деятельности в группе;

1.3.2. Необходимо чередовать различные способы формирования групп, обсуждать их эффективность;

1.3.3. Цели, способы работы, результат, ролевое распределение (перераспределение) может является предметом обсуждения;

1.3.4. Правила поведения в группе могут обсуждаться, устанавливаться классом и/или группой;

1.4. Консультация

1.4.1. Желательно, чтобы консультация являлась стабильной формой организации учебных занятий (присутствовать в расписании, как особая инициативная относительно ученика форма образовательного процесса);

1.4.2. Консультация должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать ученика к оценке и анализу целей, способов работы и т.д.

ОТЧЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

2.1. Публичное выступление

2.1.1. Ответ учащегося рассматривается как публичное выступление.

Вопрос задаёт учитель, ответ же адресуется классу.

2.1.2. Правила публичного представления результата учебной деятельности, а также их соблюдения является предметом дискуссии (по норме) субъектов образовательного процесса.

Например: при отказе ученика отвечать (выходить к доске), учитель не должен ставить отметку «два». Он может предложить ученику выбрать время и форму ответа, при этом ученику необходимо аргументировать (возможно, индивидуально) причину своего отказа.

 

2.1.3. Ответ ученика должен использоваться учителем для организации межличностной коммуникации.

Например: учитель предлагает обсудить ответ ученика (одним из вопросов для обсуждение может быть такой: «За что ответ может быть оценен?»), задать уточняющие вопросы выступающему или однокласснику. Учитель заранее оговаривает, что он оценивает только форму подачи материала, содержание же оценивают учащиеся

 

2.1.4. Учитель должен обращать внимание учащихся на практическую и/или теоретическую значимость предъявляемого материала.

 

Например: предложите учащимся найти в окружающем мире, где встречается описываемое явление (закон притяжения Земли - падение хулигана с дерева)

 

2.2. Контрольная (самостоятельная, практическая) работа

2.2.1. Работы должны быть многоуровневые.

Задания должны отличаться по уровню сложности и профильности. Так в контрольной теме «Природное сообщество» возможны задания: проиллюстрируй понятие «ярусность», сочини комикс о пищевых цепях; реши задачу на последовательность действий; дай теоретическое объяснение явлению.

1.2.2. Учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы. Критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы.

1.2.3.Ученик должен иметь возможность:

ü Выбрать уровень, на котором он выполняет работу

ü Выбрать время выполнения контрольной работы из предложенных заранее как минимум двух дат или выполнить ее дважды;

ü Привлекать (использовать) дополнительные источники информации;

ü Апеллировать выставленную учителем оценку.

Например: При работе над заданием ученик может обратиться к справочнику, словарю, учителю, соседу. При этом в момент оценивания выбранные формы «помощи» должны быть оценены: грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, помощь соседа может, наоборот, снять баллы  Если работа (или сходные работы) выполнялась несколько раз, желательно выставлять лучшую оценку (по «спортивному» принципу).  При этом не забывать о п. 1.2.2.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: