Основные понятия и положения

Введение

 

Сложность налогового законодательства, предоставляемые им льготы, имеющиеся в нормативных актах противоречия, а также весомость налогового бремени создали необходимую среду для выделения взаимоотношений предприятий и организаций с государством в самостоятельную функцию налогового менеджмента.

Изменчивость же законодательства, а также необходимость постоянного поиска новых сфер приложения возникшего в стране частного капитала делают эту функцию жизненно необходимой не только в оперативной хозяйственной деятельности, но и в стратегическом менеджменте, т.к без грамотного учета налогов невозможно разработать сколько-нибудь корректный бизнес-план или инвестиционный проект.

Одно из самых проблемных для налогоплательщиков обременений - это налог на имущество организаций (НИО), уплачиваемый в соответствии с главой 30 НК РФ.

Проблема оптимизации стоимости имущества предприятия заключается в том, что являясь основной составляющей стоимости активов компании, с одной стороны определяет его кредитоспособность, инвестиционную привлекательность, а с другой стороны, является объектом налогообложения.

Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является "прямым" налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. Да и список льготников по НИО очень незначителен. Вышеизложенное обуславливает актуальность рассмотрения данной темы.

Цель работы: теоретическое и практическое исследование оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте на примере условного предприятия, с целью снижения налоговой нагрузки.

Задачи данной работы:

изучить основные понятия и положения налогового менеджмента;

систематизировать методы, используемые в корпоративном налоговом менеджменте, выявить их соответствие роли и значению налогового менеджмента в системе управления организацией;

рассмотреть имущество предприятия, как объект налогообложения и основные методы оптимизации его стоимости;

рассчитать налоговые обязательства типового условного предприятия в течение года по налоговым периодам;

спланировать финансово-хозяйственную деятельность условного предприятия и его налоговые платежи, в соответствии с оптимизацией стоимости имущества;

рассчитать планируемые налоговые обязательства условного предприятия в течение года по налоговым периодам;

провести сравнительный анализ налоговых нагрузок двух предприятий.

Объект исследования: функционирование условного предприятия в области осуществления деятельности по управлению налогами.

Предмет исследования - отношения, возникающие по поводу управления хозяйствующим субъектом своими налоговыми платежами.

Информационная база: федеральное законодательство, учебные пособия, периодические издания, бухгалтерская отчетность условного предприятия, ресурсы Internet.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, 15 таблиц, 3 формул, 7 рисунков. В 1-ой главе основное внимание уделено теоретическим формулировкам, рассматриваются понятие налогового менеджмента, основные методы минимизации налоговых отчислений. В 2-ой главе рассматривается имущество, как объект налогообложения и основные методы оптимизации его стоимости. Во 3-ой главе на примере условного предприятия производится расчет налоговых обязательств в течение года по налоговым периодам, планируется финансово-хозяйственная деятельность условного предприятия и его налоговые платежи, в соответствии с оптимизацией стоимости имущества и проводится сравнительный анализ налоговых нагрузок.



Налоговый менеджмент как сложная система

 

Основные понятия и положения

 

Налоговый менеджмент формируется одновременно с управлением финансами, он не существует отдельно как инструмент управления бизнесом, а является лишь неотъемлемой частью всего финансового менеджмента. При этом одной из ярко выраженных особенностей является то, что в налоговой сфере законодательство изменяется гораздо быстрее, чем в любой другой области регулирования. С этих позиций налоговый менеджмент можно рассматривать как особое научно-практическое направление, сориентированное на решение двоякой задачи: во-первых, это повышение эффективности производства и, во-вторых, - соблюдение налогового законодательства.

Субъектами в области налогообложения выступают государственные налоговые органы, налогоплательщики и прочие участники налоговых отношений. Главную роль играют два из них - государство и предпринимательский сектор (юридические и физические лица). Интересы их совпадают не всегда. Поэтому общую систему управления налогообложением, имеющую в определенном смысле разноплановые цели, необходимо рассматривать как двухуровневую систему:

верхний уровень - управление налогами и сборами как частью публичных финансовых ресурсов, т.е. финансов государственных органов управления;

нижний уровень - управление налогами и сборами хозяйствующих субъектов.

На государственном уровне основная цель при проведении налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путем обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения: фискальной и регулирующей.

Задача управления налогами на предприятиях и в организациях иная: оптимизация налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли; причем речь идет как о тактике сокращения налогов, так и об устойчивом сокращении их на долгосрочную перспективу. Несмотря на то, что хозяйствующие субъекты значительно отличаются по видам деятельности, размерам, структуре и другим параметрам, что прямо накладывает отпечаток на построение системы управления, логика и принципы управления финансовыми ресурсами (в том числе и налогами) остаются неизменными.

С рассматриваемых позиций система налогового менеджмента в целом должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить процесс управления, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Поэтому в настоящее время правомерно введение в научный и практический оборот понятий "государственный налоговый менеджмент" и "корпоративный налоговый менеджмент" [4, с.25].

Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта, и являются в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета.

Структурные элементы системы корпоративного налогового менеджмента определены следующим образом: налоговое планирование - совокупность экономических отношений, проявляющихся в осуществлении управленческих действий по определению желаемого будущего финансового и налогового состояния организации и наилучших способов его достижения на основе анализа текущего финансового и налогового состояния организации; налоговое регулирование - совокупность экономических отношений, проявляющихся в осуществлении управленческих действий по внедрению в финансово-хозяйственной деятельности организации выбранных налоговым планированием способов оптимизации налоговых платежей; налоговый контроль - совокупность экономических отношений, проявляющихся в осуществлении управленческих действий по установлению степени достижения запланированного финансового и налогового состояния организации на основе анализа и оценки результатов налогового регулирования (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Структурные элементы системы корпоративного налогового менеджмента

 

В отношении каждого из вышеприведенных элементов системы корпоративного налогового менеджмента характеризуется его содержание, предмет, этапы, цели и задачи. Взаимосвязь системных элементов выражается в следующем: выполнение функции контроля возвращает нас к началу цикла управления налогами организации - к планированию. То есть процесс управления налогами заключается в последовательно сменяющих друг друга циклах управленческих действий: планирование - регулирование - контроль - планирование… и т.д. [14].

Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты-налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового менеджмента с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами [18].

Как научное направление налоговый менеджмент требует раскрытия своих концептуальных основ, как область практической деятельности он основывается на конкретных приемах и способах принятия решений по управлению налогообложением. Этими двумя взаимосвязанными установками определяется многозначность налогового менеджмента, его методологические основания.

Рассматриваемое научное направление характеризуется своим предметом и методом. При их трактовке должна быть принята во внимание двойственная природа налога, т.е. налог последовательно раскрывается как правовая и экономико-стоимостная категория. С учетом этого предметомналогового менеджмента являются (рисунок 2).


Рисунок 2 - Предметналогового менеджмента

 

Налоговые отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами, составляют предмет налогового права; они всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и в предусмотренных случаях - во внебюджетные целевые фонды. Поэтому общественные отношения в области налогов непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Содержание налогового менеджмента (кроме этих отношений) включает различные виды налоговых платежей и сборов, а также процедуры налогового производства.

Методналогового менеджмента охватывает: способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения и совокупность приемов, элементов налогового механизма. Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. По существу, здесь речь идет о методе налогового права, который характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы и т.д.

Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы.

В настоящее время создан определенный задел теоретико-методологических основ налогового менеджмента применительно к разным уровням управления. Большинство исследователей сходится в том, что налоговый менеджмент представляет собой часть общей теории управления. Другим методологическим основанием для него следует полагать финансовую науку и ее научно-практическое направление - финансовый менеджмент. Поэтому управление налогообложением является неотъемлемой частью всего процесса управления объектом, оно должно рассматриваться в общем контексте управления финансами. В то же время особенности процесса налогообложения и его значимость в формировании доходной части бюджетов вызывают необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной системы, притом относящейся к классу сложных систем специального назначения. Именно с этих позиций необходимо подойти к изучению налогового менеджмента, характеристике его концептуальных основ.

Таким образом, налогообложение (включая процесс управления налогами) - понятие многоаспектное и иерархически сложное; система налогообложения с полным основанием может быть отнесена к классу так называемых сложных систем. Налоговый менеджмент как сложная система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов (частей, подсистем), позволяющих осветить отдельные стороны этой системы. Другими словами, с системных позиций процесс управления налогами требует рассмотрения нескольким разноплановых представлений (аспектов), имеющих полииерархический характер [4, с.14-15].

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: