Социально-трудовая компетенция

Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты, касающиеся химии и быта. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.

 

Таблица 2 Соотношение компетентностей с видами ученической деятельности и формами диагностики

Виды деятельности Формы диагностики Компетентность
Работа с учебником Выполнение заданий «на соответствие» Информационная, познавательная
Работа с простым и сложным тестом Включение тестовых заданий в плановые контрольные работы Познавательная, информационная
Выполнение информационной работы Выборочный контроль на уроке, общее оценивание при проверке после уроков учителем Познавательная, информационная
Выполнение презентации информационной работы Демонстрация презентации в классе на уроке выборочно или после уроков общая проверка Информационная, коммуникативная
Выполнение наблюдения за ходом химических реакций, на уроке и дома, написание краткого или развёрнутого отчёта Демонстрация на уроке, на факультативном занятии, кружке, предметной декаде Познавательная, информационная
Выполнение простейшего химического эксперимента дома, написание краткого отчёта Демонстрация на уроке, на факультативном занятии, кружке, предметной декаде Познавательная, информационная
Выполнение фронтального химического опыта в классе парами, в группе, оформление выводов Выборочная устная проверка, итоговая проверка работ учащихся по окончании занятия Познавательная, информационная, коммуникативная
Творческие работы исследовательского характера, как одна из форм домашнего задания Демонстрация на уроке, на факультативном занятии Познавательная, информационная
Выполнение рецензии-отзыва на работу своего одноклассника Выступление во время урока-конференции, предметной недели, Информационная, коммуникативная
Выполнение реферативной работы Презентация, защита Познавательная, информационная, коммуникативная

 


ΙΙΙ.3 Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации компетентностного подхода при обучении химии в основной школе

 

Одним из самых эффективных методов формирования и развития ключевых компетентностей учащихся является проектная деятельность, как образовательная технология совокупности исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проект обладает следующими свойствами: получение конечного продукта; сложный состав деятельности; реальная практическая значимость; работа с первичной информацией.

Исследовательскую деятельность учащихся можно определить как совместную или индивидуальную учебно-познавательную, творческую, поисковую деятельность с неизвестным заранее для учащихся результатом. При обучении химии исследовательская деятельность проходит в логике естественнонаучного исследования. Ученическому исследованию присущи следующие свойства: субъективно новое знание учащегося или опыт деятельности - как результат деятельности; сложный состав деятельности; направленность на формирование исследовательской позиции; обязательная работа с первичной информацией. Под исследовательской позицией понимается внутренне осознанное отношение личности к реальной действительности, проявляющееся в активной реакции на изменения, происходящие в мире, и готовности к поиску и решению возникающих проблем.Между проектной и исследовательской деятельностью школьника существует тесная взаимосвязь. Исследование может, выступает компонентом проектной деятельности, а проектная деятельность может быть подчинённой по отношению к исследовательской, выполняться «внутри» исследования [15].

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проблема должна быть взята из реальной жизни, и быть значимой для подростка. Для её решения необходимы, как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учеников в данной деятельности является необходимым условием успешной работы. [16].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [17].

Экспериментальные исследования преследуют несколько важных целей: глубокое понимание учащимися химических и физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты. Проблема, составляющая основу проекта, должна быть значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для решения. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Проект должен начинаться с вопроса, который интересует ученика, и способствует активизации его познавательной деятельности. Он должен быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете [20].

Метод проектов позволяет решить проблему преподавания химии в общеобразовательных и профильных классах.

В этих классах сложность обусловлена главным образом тем, что основные понятия и закономерности в химии выражаются на химико-физическом языке. Между тем, изучение самой химии с ее абстракциями представляет значительную трудность для человека с гуманитарным складом ума. При традиционном подходе к изучению химии такие учащиеся вынуждены применять различные методы, которыми они фактически не владеют. Изучение химии составляет неотъемлемую часть полноценного образования, подразумевающего получение не только определенной суммы знаний в некоторой области, но и всестороннее развитие творческой личности. Работая в профильных классах, используются методы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков и умений учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Одним из таких методов является метод проектов. Ученики гуманитарных классов, у которых возникают объяснимые трудности с точными науками, с большой охотой принимают участие в изучении проблем, являющихся для них важными и значимыми [15].

На первых уроках химии учащимся предлагается принять участие в работе над долгосрочными или краткосрочными проектами. По участию в разработке проекты бывают личностными и групповыми. Результатом их деятельности могут быть:

-  реферат,

-  научный или научно-исследовательский проект,

-  наглядное пособие,

-  подборка оригинальных занимательных задач,

-  кроссворд с химическим содержанием,

-  лучшая ученическая тетрадь,

-  химическая газета.

Работая над проектом, школьники проверяют себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления [20].

Ребята с удовольствием включаются в создание проектов. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: дети пишут стихи, сказки, сочинения, создают презентации по разным темам химии, выпускают бюллетени-раскладушки с разной тематикой, пишут рефераты по истории химии.

Защиту своих проектов учащиеся осуществляют на уроках-конференциях, уроках обобщения и закрепления знаний, а также на уроках изучения нового материала.

Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время способствует формированию у них ключевых компетентностей:

§ способность работать самостоятельно;

§ способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

§ способность проявлять инициативу;

§ готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

§ умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа и др.

Ученикам 11-х классов предлагаются темы научно-исследовательских работ и проектов:

●Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.

●Моющие и чистящие средства, их влияние на экологическую ситуацию.

●Нитраты, их содержание в пище и их влияние на здоровье человека.

●Химия пищевых добавок.

●Использование металлов и не металлов в жизни.

●Катализаторы и ферменты их сходства и различия. Влияние на ход химической реакции.

 

ΙΙΙ.4 Оценка сформированности ключевых компетентностей

 

При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания[22].

К наиболее эффективным средствам измерения компетентностей учащихся относятся:

● портфолио;

● системы интегрированных заданий;

● ситуационные задания;

● задания практико-прикладного направления;

● публичная защита и экспертная оценка проектной и исследовательской деятельности школьников;

● педагогическое наблюдение за учащимися;

● тесты на выявление минимальной компетентности;

● участие в проблемных семинарах, дискуссиях.

Оценивание результатов обучения, основанного на деятельности, осуществляется с помощью портфолио. Портфолио - совокупность работ учащихся, которая демонстрирует их достижения в определённых областях знаний. Конечная цель формирования портфолио, заключается в демонстрации способности учащегося решать учебные, социальные и другие проблемы. В портфолио фиксируются различные успехи школьника, в том числе участие в проектной деятельности, успешность изучения элективных курсов, результаты исследовательских работ, обучение в учреждениях дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. На основе анализа портфолио можно сделать вывод о сформированности основных компетентностях школьника.

Так как обычные тесты неэффективны при оценивании компетентности, целесообразно рассмотреть применение тестов минимальной компетентности, позволяющих контролировать уровень теоретической подготовленности учащихся. Каждое задание в них рассматривается как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знаний у тестируемых. Отбор тестовых заданий при этом основывается на принципах систематичности, научности знаний, их практической направленности, учёта внутрипредметной и междисциплинарной интеграции.

Содержание заданий в тестах на компетентность отличается от традиционных тестовых заданий своей практической направленностью. Формы тестовых заданий могут быть различны, чаще всего используют задания с выбором одного или нескольких ответов(закрытая форма) либо предполагающие написание краткого или полного, развёрнутого ответа (открытая форма). В качестве примеров ниже приведены тестовые задания открытой формы, предполагающие краткий ответ:

. Для опрыскивания растений с целью защиты их от вредителей применяют раствор медного купороса. Масса соли, необходимой для приготовления 1л 5%-ного раствора, равна _____.

. Большинство медных монет содержат 95% меди, 4% олова и 1% цинка. Масса меди, необходимой для изготовления 1 кг медных монет, равна _____.

Задания открытой и закрытой формы оценивают по балловой системе (1 балл - верно, 0 баллов - неверно).

Поскольку тесты на компетентность чаще всего критериально-ориентированные (В качестве критерия рассматриваются задания, умения и компетентности, которые должны быть сформированы у ученика), то показателем уровня сформированности компетентностей можно считать выполнение заданий теста на 60-70%. (в зависимости от уровня подготовки школьников).

Рассмотрим примеры задания практико-ориентированной направленности:

.Определите массу монофторфосфата натрия, который содержится в тюбике зубной пасты массой 75г, если на упаковке указано: «содержание активного фтора 0,15%». Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежедневно использовать в виде зубной пасты примерно 1,5г активного фтора (фторид-иона, способного вступать в реакции ионного обмена с компонентами зубной эмали). Сколько тюбиков зубной пасты необходимо израсходовать в течении года, чтобы выполнить эту норму?

. К сожалению, большинство людей чистят зубы недостаточно тщательно, не удаляя полностью налёт, в котором и размножаются бактерии. В связи с этим стоматологи проводят в школах уроки, на которых рассказывают о правильном уходе за зубами. Чтобы проверить, насколько хорошо очищены зубы, врач смазывает их спиртовым раствором йода или ярко-синим раствором красителя - метиленового синего. Если зубы очищены хорошо, они не окрашиваются, а если опасный налёт на зубах удалён не полностью, он мгновенно окрашивается в коричневый или синий цвет. Попробуйте объяснить с позиции химии, почему окрашиваются плохо очищенные зубы. Оцените состояние ваших зубов с помощью данного способа.

. Как в походных условиях очистить т обеззаразить мутную воду и сделать её пригодной для питья и приготовления пищи на каких явлениях (физических, химических) основаны предложенные вами способы очистки воды? Продемонстрируйте эти способы.

. Один из способов определения содержания серебра в его сплаве, который можно осуществить в лабораторных условиях, - реакция с так называемой пробирной кислотой для серебра, представляющей собой раствор 3 мл концентрированной серной кислоты и 3г дихромата калия в 32мл воды. Каплю раствора наносят на поверхность изделия в незаметном месте. Под действием окислителя сернокислотной среде образуется сульфат серебра, который быстро превращается в нерастворимый осадок дихромата серебра красного цвета. Он особенно хорошо заметен на поверхности, если каплю осторожно смыть водой. Красный осадок легко удаляется механическим путём, на изделии остаётся лишь слегка заметное светлое пятнышко. Напишите уравнения химических реакций, на которых основан этот метод. Определите содержание серебра в изделии при помощи данного способа.

Оценивание интегрированных заданий также по балловой системе, максимальный балл - 3, ставиться, если предложен и обоснован способ решения проблемы, и, при возможности, продемонстрирован способ решения проблемы.

Эффективным средством оценивания компетентности учащегося могут служить ситуационные задания, применяемые как на уроках, так и в о внеурочной деятельности. Такие задания включают подробное описание ситуации, а также содержат перечень вопросов. Результат выполнения таких заданий проходят в виде защиты проекта, эксперимента и др.

Описание ситуации:

Несмотря на многообразие выпускаемых зубных паст, в состав любой их них обязательно входят вещества с определёнными функциями: абразивы для механической очистки зубов и полировки их поверхности; Очищающие пенообразующие вещества с высокой поверхностной активностью; связующие и загустители, обеспечивающие однородность состава и его пластичность. В лечебно-профилактические пасты обязательно добавляют вещества с антисептическими свойствами для профилактики воспаления дёсен и фториды для профилактики кариеса. Так на тюбике зубной пасты «Пепсодент-плюс» указан её состав: монофторфосфат натрия, оксид алюминия, лаурилсульфат натрия, оксид титана, карбоксилметилцеллюлоза, вкусовые и ароматические вещества, сахарин, бензойная кислота. В тоже время некоторые пожилые люди до сих пор не признают зубной пасты и чистят зубы только мылом, у многих из них зубы хорошо сохранились.

Задания:

. Выясните, какую функцию выполняет каждый из компонентов в составе зубной пасты (подберите и используйте дополнительную литературу).

. Объясните с точки зрения химии, почему мыло можно использовать вместо зубной пасты.

. Сравните достоинства и недостатки мыла и зубной пасты в качестве средств гигиены полости рта.

. Предложите ваш вариант решения проблемы улучшения качества зубной пасты. Ответ обоснуйте.

Ситуационные задания выявляют сформированность, как предметных, так и ключевых компетентностей учащихся. Пи оценивание выполнения таких заданий можно использовать следующую шкалу:

баллов - учащийся не может сформулировать проблему, представленную в задании;

балл - ученик формулирует проблему, но решения не даёт;

балла - задание выполнено, ученик применяет теоретические знания и умения для решения поставленной проблемы, однако не сформированы компетенции, вследствие чего учащийся испытывает затруднение в демонстрации способов решения задачи;

балла - задание выполнено, как в теоретическом, так и в практическом плане, учащийся легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.

В зависимости от конкретных педагогических условий определяется, какие методы и формы контроля, для проверки сформированности ключевых компетентностей, более эффективны[23].

Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся (табл. 3), разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.

Ниже в таблице 3 приведены признаки сформированности той или иной компетентности.

 

Таблица 3 Признаки компетентности учащегося

Вид компетентности Признак того, что учащийся компетентен
Ценностно-смысловая Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий Умение принимать решение Умение планировать свою деятельность
Общекультурная Обладает познаниями и опытом деятельности Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д.
Учебно-познавательная Самостоятельная познавательная деятельность Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности Владение креативными навыками продуктивной деятельности Владение приемами действий в нестандартных ситуациях Умение отличать факты от домыслов Владение измерительными навыками Использование вероятностных, статистических и иных методов познания
Информационная Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию Демонстрирует понимание предложенной информации Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности
Коммуникативная Навыки работы в группе Знание необходимых языков (в том числе математический) Владение различными социальными ролями в коллективе Умение представить себя -написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Работа с вопросами на уточнение
Социально-трудовая Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя) Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя) Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Умение анализировать ситуацию на рынке труда Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
Личного самосовершенствования Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье.

 


В работе мы руководствовались данными принципами и признаками при диагностике уровня компетентностей учащихся, и на опыте показали эффективность данной диагностики.

 

ΙΙΙ.5 Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода

 

Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска.

На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа. Задания теста отвечают параметрам не только предметных (специальных) компетентностей, но и ключевых. Вопросы были составлены с учётом пройденного материала за предыдущие годы обучения.

За каждую правильно решенную задачу мы начисляли учащимся по одному баллу, если в решении задачи были недочеты или неточности, или задача вовсе не была решена, то учащийся получал 0 баллов. За все правильно решенные задания учащийся мог получить 12 баллов. Таким образом, мы проверили химическую грамотность класса в целом и отдельно каждого учащегося.

 

 


Некоторых учеников пугал большой объем задачи, других - количество вопросов в одной задаче, ответы на которые нужно было найти, третьих - зашумленность задачной ситуации. Все колебания призвана устранить разработанная нами методика по реализации компетентностного подхода в обучение химии.

Наряду и тестом было дано задания подготовить доклады на различные темы по общей химии, на усмотрение учащихся и во внеурочное время была проведена конференция защиты докладов.

Для реализации поставленной во введении проблемы и повышения уровня компетентности учеников, мы провели с испытуемых классах серии уроков, по развитию ключевых компетенций и повышению уровня компетентности учащихся. На уроках были разобраны всевозможные виды задач, предложенные нами в данной главе, а также использованы разработанные приемы и методы, подходящие для развития различных видов компетентностей.

По окончанию уроков был проведен контрольный тест, аналогичный вводному, а так же защита проектов и исследовательских работ, каждым учащимся подготовлено портфолио. По результатам контрольного теста были следующие результаты

 

 


Проанализировав полученные результаты. Из проверенных работ видно, что после реализации разработанной нами методики, улучшилось не только качество знаний учащихся, но и повысились показатели компетенций учеников по всем видам компетентностей, в частности благодаря проблемной и проектно-исследовательской деятельности. А показатель компетентности в целом при решении повысился на 12%.

 

 

Таким образом, мы нашли эффективные пути формирования ключевых компетентностей на уроках химии, поставив пред собой определенные задачи и решив их, с помощью предложенных методов.

 







Выводы

 

. Для выпускников школы наиболее актуальными являются следующие компетентности: учебно-познавательная, коммуникативная и информационная.

. Для развития ключевых компетентностей в курсе общей химии целесообразно применять проектную и исследовательскую деятельность, проведение проблемных уроков и решение задач прикладного характера.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: