Административный контроль за деятельностью государственных служащих

 

Административная реформа, проводимая в России на протяжении последних лет, направлена на повышение эффективности деятельности системы государственных органов в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Новые подходы к государственному строительству объективно стимулируют пересмотр многих сложившихся представлений об организующем и регулирующем воздействии государства, системы публичной власти и института государственной службы, их роли в различных сферах общественной жизни. В связи с этим существует актуальная потребность в выявлении природы и особенностей контрольной деятельности в государственно-служебной сфере на современном этапе развития российского общества и государства.

В науке административного права законность исследуется с различных сторон: и как принцип государственной деятельности, и как метод государственного руководства обществом, и как режим деятельности государственных органов. В период осуществления административной реформы последнему аспекту уделяется значительное внимание. Сегодня законность прежде всего рассматривается как режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему совершенствованию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма. В этой связи, на наш взгляд, контроль как средство обеспечения законности в деятельности государственных служащих, имеет двойственный характер. С одной стороны, посредством контроля государство обеспечивает соблюдение, исполнение законов и соответствующих им иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами. С другой, контроль общественных структур и отдельных граждан позволяет влиять на соблюдение законов самим государственным аппаратом, повышает юридическую правомерность его деятельности.

В условиях административной реформы содержание социального контроля должно отражать новый характер взаимоотношений, складывающихся между государством и обществом. В современном общественном развитии все более утверждается концепция гражданского общества. Сам термин "гражданское" указывает на его единство с понятием "гражданин". Не случайно идея человека проводится красной нитью в трудах, посвященных проблемам формирования этого социального феномена. В идеале гражданское общество - "это общество, в котором государство и общество образуют две четко разделенных между собой сферы, причем государство имеет чисто инструментальный характер, контролируя индивидуальные интересы в их экстремальных проявлениях, оно само находится под контролем институтов, имеющих базу".

Конституция РФ провозгласила приоритет гражданских прав и свобод, но реальное их осуществление сталкивается с большими трудностями. Формирование гражданского общества идет по двум направлениям. Первое - государство, оставаясь главным субъектом управления, меняет свое поведение в обществе, строит свои отношения с ним все в большей мере на основе научного управления, соблюдения не только правовых норм, но и социальных и нравственных. Поэтому оно все в большей мере развивает гражданское общество, передает функции социального контроля общественным институтам, неформальным образованиям, делегирует им права, полномочия, ресурсы, повышая тем самым их самоуправленческие возможности. Второе - возрастание роли общества в целом как субъекта управления, когда общество включает в механизм регулирования свой коллективный разум, создает интеллектуальные и нравственные системы управления, способные сбалансировать разные интересы его различных структур. В качестве приоритетов взаимоотношения с гражданами, населением, государством выдвигается новый тип отношений - договорных, мотивационных, социальных, а не только политических и административно-командных.

В перспективе институты гражданского общества, являясь неправительственными структурами, посредством контроля должны не препятствуя государству, оказывать большее содействие в совершенствовании механизма государственного управления, повышении его антикоррупционного потенциала, улучшении качества оказываемых гражданам государственных услуг, рациональном использовании государственных ресурсов.

Таким образом, контроль за деятельностью государственных служащих базируется и, в свою очередь, обеспечивает действие в области государственного управления комплекса социальных норм, институтов и других социальных ценностей - общечеловеческих, исторических, национальных, этических и т.д. Эта аксиологическая основа является первичной по отношению к контролю, который произведен от нее, выполняет обеспечительную, стабилизирующую функцию и не может выходить за пределы, определенные обществом.

"В целом, - отмечает B.C. Нерсесянц, - всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно - меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга)". Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Они носят всеобщий, универсальный характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Материальные нормы права закрепляют систему контрольных органов, определяют их правовой статус, основные цели и задачи контрольной деятельности, методы и формы контроля. Процессуальные нормы - регулируют порядок осуществления самой контрольной деятельности.

Вневедомственный контроль по своей природе является административным, его содержание предполагает осуществление контрольной деятельности специальным органом управления государственной службой в отношении организационно неподчиненных ему должностных лиц и государственных органов всех ветвей власти, независимо от вида государственной службы, предусмотренных в них. При этом сам орган должен представлять независимое ведомство, задачами которого в сфере контроля должны стать проверка законности, целесообразности и эффективности функционирования института государственной службы во всех ведомствах. Для осуществления контроля орган управления государственной службой должен быть наделен определенными административными правомочиями, дающими ему возможность принимать необходимые меры по устранению выявленных недостатков в любом ведомстве.

Таким образом, понятие "вневедомственный" предполагает осуществление контроля за соблюдением законодательства о государственной службе Российской Федерации специальным государственным органом, обладающим административной самостоятельностью и независимостью от иных ведомств, но в тоже время имеющим административные правомочия, заключающиеся в обязанности объектов контроля выполнить его решение.

На региональном уровне функции вневедомственного контроля возлагаются на специальные контрольные подразделения (управления, отделы) органов управления государственной службой субъектов Российской Федерации.

Таким образом, контроль за деятельностью государственных служащих базируется и, в свою очередь, обеспечивает действие в области государственного управления комплекса социальных норм, институтов и других социальных ценностей - общечеловеческих, исторических, национальных, этических и т.д. Эта аксиологическая основа является первичной по отношению к контролю, который произведен от нее, выполняет обеспечительную, стабилизирующую функцию и не может выходить за пределы, определенные обществом.



Заключение

 

Социальный контроль, являясь социально-детерминированном механизмом поддержания социального равновесия, служит важным элементом жизнедеятельности современного общества, его системы социального управления. Выполняя столь значительную для общества целевую регулятивную функцию, социальный контроль включает в первую очередь разнообразные формы воздействия на нежелательные для него проявления человеческой деятельности и их носителей. Вместе с тем, предназначение системы социального контроля не может ограничиваться лишь созданием условий для поддержания общества в равновесном состоянии, сохранения его социальной стабильности и устойчивости.

Сегодня российскому обществу, переживающему переходный период и осуществляющему коренные демократические преобразования, требуется выработка принципиально иной концепции социального контроля, которая отвечала бы требованиям нового социального организма, соответствовала принципам правового государства и характеру гражданского общества.

Социальный контроль, как продукт осмысленной человеческой деятельности, является неотъемлемым элементом социального бытия любого общества, принимающим конкретно-исторические формы, имманентные характеру и особенностям определенной модели социального организма, его политического, экономического и социо-культурного устройства. Отмеченная социальная детерминированность системы социального контроля предопределяет специфику и особенности построения и функционирования в том или ином обществе, оставляя при этом неизменным главное предназначение самого социального контроля, выступающего ключевым механизмом поддержания социального равновесия и способом саморегуляции любого общества. Реализуя свое предназначение, социальный контроль одновременно выступает и в качестве механизма разрешения общественных противоречий, главным из которых является противоречие между функционированием и развитием социальной системы, ее подсистемы социальных отношений. В связи с этим неправомерно сводить задачи социального контроля лишь к поддержанию устойчивости и равновесности общественной системы. Осуществляя опосредованно процессы саморегуляции общества, социальный контроль одновременно способствует и позитивному развитию социальных отношений, снятию противоречий между отношениями, уходящими с исторической сцены, и отношениями, их заменяющими. Осуществление социального контроля связано с взаимообусловленной реализацией двух целевых функций - регулятивной и конструктивной. Данное обстоятельство, характеризуя предназначение социального контроля, имеет особое значение для переходных состояний общества, когда исполнение конструктивной функции выходит на первый план. Вместе с тем, если будет в таких условиях допущено ослабление первой, регулятивной функции, это может привести к обвальному росту социальных дисфункций и деструкций, потере управляемости в социуме и нарушению единого нормативного общественного порядка.

Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное функционирование, позитивное развитие и прогресс. В этом отношении можно отметить важное обстоятельство: названные свойства системы социального контроля впервые получают свое наивысшее развитие именно в условиях гражданского общества и правового государства.

Стабильное функционирование социальный контроль обеспечивает в первую очередь посредством социальных норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования стандартов деятельности - личностных, правовых, институциональных, оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего ее приведения в соответствие с данными стандартами при помощи системы социальных санкций - правовых, административных, моральных. При этом предметом особого внимания со стороны его регулятивно-конструктивной функции становится именно отклоняющееся, девиантное поведение, выраженное в негативных, асоциальных проявлениях. Последнее, однако, не должно означать, что социальный контроль может пониматься лишь как санкционный механизм, в котором гипертрофированную роль играют уголовно-правовое регулирование и санкции.

По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества - социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, референтной группе, трудовом коллективе, партиях, корпоративных ассоциациях и т.д., в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.

Санкционный механизм социального контроля включает систему правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.

Второй важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интернализации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.

Социальный контроль в единстве своих нормативно-оценочной и санкционной сторон касается границ индивидуальной и социальной свободы личности, меры ее конформности (соответствия норме), степени девиантности (отклонения от нормы), уровня толерантности (терпимости) и ригоризма (строгости, "жесткости").

Специфика реформирования российского общества обусловливает определение общих черт и свойств той модели социальной организации, в соответствие с идеалами которой идет поступательное движение социума, осуществляются прогрессивные социальные трансформации. Для того чтобы определить подходы к формированию новой концепции социального контроля, приемлемой для условий демократического общества, выделить ключевые принципы, которые должны быть положены в основание этой социальной подсистемы (социального контроля), необходимо, в первую очередь, исходить из новой парадигмы соотношения личности, государства и права. В общих чертах ее смысл состоит в ретрансформированной системе приоритетов: личность - как высшая самоценность социума, ее свобода, независимость и развитие - как высшая социальная цель, государство - как механизм и основной гарант обеспечения этой цели посредством реализации единого, интегрального интереса, право - как выражение и гарант свободы, как имманентный позитивный элемент вечных антиномий "право - бесправие", "свобода - несвобода", "добро - зло".

Данная система приоритетов, ориентированных на достижение целей демократического общества, предопределяет и существо самого социального контроля в его идеальном представлении. Социальный контроль, в отличие от традиционного его понимания, в будущем обществе свободы и демократии мог бы реализовывать свою собственную контрольную функцию, начиная с главных приоритетов: контроль за соблюдением прав и свобод личности, за обеспечением гарантий ее политической и экономической независимости и контроль за соблюдением императивов правового государства и гражданского общества - реальным обеспечением разделения властей, верховенства закона, независимости средств массовой информации и т.д. Социальный контроль должен постепенно смещаться из сферы прямого государственного воздействия в область косвенного регулятивного влияния на поведение индивидов и групп посредством механизмов гражданского общества, т.е. на систему естественной саморегуляции общества.

Действующее законодательство предоставляет гражданам и общественным объединениям достаточно широкий круг форм для осуществления местного самоуправления и контроля за органами местного самоуправления, их должностными лицами. Среди этих форм:

·   правотворческая инициатива граждан,

·         публичные слушания,

·         опросы граждан,

·         собрания (конференции) граждан,

·         письменные и устные обращения граждан в органы местного самоуправления,

·         наказы избирателей,

·         народное обсуждение проектов муниципальных правовых актов,

·         отчеты депутатов перед избирателями,

·         отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением,

·         митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

·         и иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.

Общественный контроль осуществляется населением, политическими партиями, различными общественными объединениями, профсоюзами, органами территориального общественного самоуправления, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, а также отдельными гражданами. Все эти субъекты выступают от имени населения, граждан (общественности), а не от имени государства и органов местного самоуправления. Поэтому их контрольная деятельность, как правило, не обладает правовым властным характером, а носит общественный характер. Общественный контроль использует, прежде всего, меры общественного воздействия, а также обжалование противоправных решений и действий (бездействие) виновных органов и должностных лиц местного самоуправления в суды, правоохранительные органы, а также в иные органы власти.

Субъектом контроля в данном случае выступают граждане муниципального образования, составляющие обособленные группы с определенными общественными (местными или социальными) интересами. Среди таких групп могут быть группы, выступающие в интересах и от имени конкретной территории (например, группы жителей внутригородских единиц, органы территориального общественного самоуправления, члены жилищно-строительных кооперативов, садово-огороднические товарищества и проч.), объединения граждан в иных сферах некоммерческого сектора (например, общественные движения, политические, религиозные, образовательные организации).

Наиболее действенной формой общественного контроля является обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, в том числе оспаривание нормативных актов, принятых органами местного самоуправления.



Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

2. Послание президента Федеральному Собранию 2009 года. Российская газета - Федеральный выпуск №5038 (214) 13.11.2009; 18.05.2010.

.   О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

.   Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №31. Ст. 2990.

.   Об основах муниципальной службы в Российской Федерации. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 224.

.   Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

.   Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

.   О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.

.   Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.).

.   Трудовой Кодекс Российской Федерации.

.   Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 15.08.2001 № Пр-1496.

12. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // "Российская газета" - Федеральный выпуск №5350 (271) 01.12.201.

13. Рекомендации Европейской Комиссии для определения микропредприятий, малых и средних предприятий. от 6 мая 2003 года

.   (опубликовано под номером К(2003) 1422). Европейский Союз, 2003.

Авторская литература и периодические издания

1. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2008.

Алиуллов P.P. Механизм социального управления (методологический аспект) / P.P. Алиуллов // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6.

. Андрийко О.Ф. Контроль в демократическом государстве. Проблемы и тенденции. Киев: Наукова Думка, 1994.

3. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.

.   Аристотель. Политика / Аристотель. М.: ACT, 2002.

.   Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1968;

.   Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: М., 1996.

.   Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000.

.   Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М.: БЕК, 1996.

.   Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.

.   Бачило И.Л. Функции органов управления: (Правовые проблемы оформления и реализации). М., 1976.

.   Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленск, ун-та, 1995.

.   Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект Пресс, 1996.

.   Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995.

.   Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней. М., 2004.

.   Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. М.: Мысль, 2001.

.   Гегель Г.В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

.   Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: "Статут", 2002.

.   Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 1. / А. Грамши. М.: Политиздат, 1991.

.   Демин А.А. Административный процесс в развивающихся странах. - М.: УДН, 1999.

.   Демин А.А. Европейский Союз и проблема административной юстиции в странах Восточной Европы. - В кн.: Преподавание права Европейского Союза в российских вузах (II): Материалы семинара. - М.: Статут, 2001.

.   Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Алетейя, 2000.

.   Денисов О.А. Формирование контрольной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. № 3.

.   Диев B.C. Философия управления / B.C. Диев // Личность. Культура. Общество. 2004.

.   Желанова С.А., Чинчиков А.А. Коррупция: историографический анализ проблемы // Вестник Сарат. гос. ак. права. Саратов, 1999.

.   Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов-на-Дону, Феникс 2004.

26. Зинченко Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации // Чиновникъ. 2002. № 1.

. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права Ростов н/Д: Феникс, 2001.

28. Казанпик А.И. Мотивация управленческого труда в государственных и муниципальных учреждениях России / А.И. Казанник // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. 2001. № 6.

.   Косалс Л. Между хаосом и социальным порядком // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 1.

.   Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2000.

.   Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2008.

.   Кравченко С.А., Мнацарян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.

.   Комиссаров В.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Моск. университета. Серия 11. Право. 1993.

.   Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия. Учебник/ Под ред. А.П. Гуляева. М.: МАЭП, 2000.

.   Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть. Учебное и научно-практическое пособие. М: ИКФ "ЭКСМО", 2003.

.   Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

.   Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1.

.   Климов В.А. Контроль в системе социалистического управления / В.А. Климов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.

.   Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976.

.   Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2010.

.   Ларионов И.К. Стратегия социального управления / И.К. Ларионов. М.: Дашков и К, 2004.

.   Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.

.   Масионис Дж. Социология. М., 2004.

.   Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.

.   Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

.   Музалевская Е.А. Коррупция в контексте современных государственных проблем // Научные труды аспирантов и докторантов. № 40. М.: Моск. гуманитарный ун-т, 2005.

.   Макиавелли Н. Государь: Сочинения М.: ЭКС-МО-Пресс; 1998.

.   Нурутдинов А.З. Коррупция как общеправовой феномен. Н. Новгород, 2004.

.   Нерсесянц B.C. Философия права. М., 2008.

.   Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. № 1. Социальные права российских граждан и их реализация. М., 1999.

.   Овсянко Д.М. Административное право. М., 1997.

.   Пожарский Д.В. Государственный контроль и надзор как функция современного государства // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сб. тез. статей. М.: МУ МВД РФ, 2003.

.   Понеделков А.В. Политико-административные элиты России в середине 90-х гг. ХХ в. и 10 лет спустя (теоретический и прикладной аспекты анализа). - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005.

.   Панов Н.И., Герасина Л.Н. "Социальная мимикрия" коррупции: политико-правовой дискурс // Право и политика. 2000. № 8.

.   Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академический Проект, 2002.

.   Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М., 1972.

.   Платон. Государство. Законы. Политик / Платон. М.: Мысль, 1998.

.   Пищулин Н.П., Пищулин С.П., Бетуганов А. Социальное управление: теория и практика: В 2 т. / Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А. Бетуганов. -М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.

.   Российская газета. 2010. 13 марта; 15 июля; 5 декабря; Новая газета 2008. 28 июля.

.   Романов В.Л. Самоорганизация и государственность. М.: РАГС, 2000.

.   Россинский Б.В. О предмете и системе административного права // Административное право: Теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г. М., 2002.

62. Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре: Трактаты -М.: Кучково поле, 1998.

63. Социология. Хрестоматия. М. Айрис-Пресс. 2004.

.   Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.-СПб.: РХГИ, 1999.

.   Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998.

.   Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юрид. лит, 1974.

67. Тард Г. Социальная логика СПб: Социально-психологический центр, 1996.

68. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2001.

.   Фридрих К. Патология политики: насилие, предательство, коррупция, заговор и пропаганда. М., 2003.

.   Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

.   Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек. М.: Экономика, 1992.

.   Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.

.   Шабанова М. "Неправовая свобода" и социальная адаптация // Свободная мысль. 1999. № 11.

.   Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981.

.   Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

.   Яковлев А.М. Социальный контроль в изменяющемся мире (нормативно-психологический аспект) / А.М. Яковлев // Социология и проблемы социального развития / Т.В. Рябушкин, Г.Г. Квасов, Х.Н. Момджян и др. М.: Наука, 1978.

Электронные ресурсы

1. www.kremlin.ru - официальный сайт Президента России.

2. www.donland.ru - официальный портал Администрации Ростовской области.

.   www.garant.ru - информационно-правовой портал СПС Гарант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: