Методологические основы и задачи учёта

 

В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные взаимоотношения с поставщиками и другими контрагентами. Учет расчетов с поставщиками в ООО «Синтез-Полимер» ведется в соответствии с законодательством и положениями по бухгалтерскому учету. Для ведения учета расчетов с поставщиками руководствуются Положением по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации».

Целью бухгалтерского учета расчетных операций с поставщиками является контроль за соблюдением расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования средств, формирование достоверной бухгалтерской отчетности о составе дебиторской и кредиторской задолженности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период расчетов требованиям нормативных актов по бухгалтерскому учету.

В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Большая задолженность покупателей организации провоцирует рост его задолженности поставщикам сырья, материалов, энергии, то есть рост кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны организации систематического контроля. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организации в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами.

От своевременного и правильного учета расчетов с поставщиками зависит способность организации успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

В настоящее время в условиях рыночных отношений у организаций значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе проведения выездных проверок инспекторы систематически сталкиваются с пренебрежением главными бухгалтерами организаций состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, что по своим результатам приводит организацию к неожиданным для них финансовым затруднениям, резкому ухудшению финансового состояния организации, а иногда и к полной потере платежеспособности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в ООО «Синтез-Полимер» и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Бухгалтерский учет на изучаемом обществе ведет обособленное структурное подразделение - бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер в соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Все работники подчиняются главному бухгалтеру. Бухгалтерский учет организован по централизованной форме.

Штат бухгалтерии составляет 4 человека и имеет линейный тип организации структуры бухгалтерии (рис. 2.). За каждым бухгалтером закреплены определенные участки работы, при этом права, обязанности и ответственность закреплены в должностных инструкциях. Это позволяет качественно выполнять свои обязанности и нести персональную ответственность за выполненную работу. Структура бухгалтерской службы, численность работников, взаимосвязь с другими структурными подразделениями определены штатным расписанием.

 

Главный бухгалтер

 

Бухгалтер по заработной плате   Бухгалтер   Бухгалтер - кассир

Рис. 2 - Структура бухгалтерии ООО «Синтез-Полимер»

 

Основной методологической базой в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» является учетная политика, так как на ее основании осуществляется вся работа бухгалтерии, и она является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования и ценовой политики.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя организации. Принятая организацией учетная политика обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета и применяется последовательно из года в год.

Согласно утвержденной учетной политики ООО «Синтез-Полимер» ведет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов, разработанный на основе плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению.

В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Большая задолженность покупателей организации провоцирует рост его задолженности поставщикам сырья, материалов, энергии, то есть рост кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны организации систематического контроля. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организации в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами.

От своевременного и правильного учета расчетов с поставщиками зависит способность организации успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

В настоящее время в условиях рыночных отношений у организаций значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе проведения выездных проверок инспекторы систематически сталкиваются с пренебрежением главными бухгалтерами организаций состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, что по своим результатам приводит организацию к неожиданным для них финансовым затруднениям, резкому ухудшению финансового состояния организации, а иногда и к полной потере платежеспособности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в ООО «Синтез-Полимер» и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Бухгалтерский учет на изучаемом обществе ведет обособленное структурное подразделение - бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер в соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Все работники подчиняются главному бухгалтеру. Бухгалтерский учет организован по централизованной форме.

Штат бухгалтерии составляет 4 человека и имеет линейный тип организации структуры бухгалтерии (рис. 2.). За каждым бухгалтером закреплены определенные участки работы, при этом права, обязанности и ответственность закреплены в должностных инструкциях. Это позволяет качественно выполнять свои обязанности и нести персональную ответственность за выполненную работу. Структура бухгалтерской службы, численность работников, взаимосвязь с другими структурными подразделениями определены штатным расписанием.

В изучаемой организации используются типовые формы первичных учетных документов, а при отсутствии типовых форм документов предприятие использует другие бланки бухгалтерского учета. Первичные учетные документы оформляются и передаются в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным на предприятии графиком документооборота, в котором определен порядок формирования и использования первичных учетных документов от момента возникновения до сдачи в архив. Правильное составление плана документооборота и его соблюдение позволяют рационально распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учет и своевременно составлять отчетность.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности в ООО «Синтез-Полимер» создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, осуществляющая инвентаризацию имущества и обязательств согласно порядку и сроков проведения, установленных в обществе. ООО «Синтез-Полимер» проводит обязательную инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В ООО «Синтез-Полимер» на основании типового плана счетов разработан рабочий план счетов и настроен в программе.

В ООО «Синтез-Полимер» учетная информация обрабатывается автоматизировано с использованием программы «1С: Бухгалтерия 8.2» с выходными формами учетных регистров и первичных документов, рекомендованных Минфином России. В перечень применяемых учетных регистров входит - оборотно-сальдовая ведомость по счету, карточка счета, анализ счета, журналы-ордера и т.д.

В соответствии с учетной политикой ООО «Синтез-Полимер» кредиторская задолженность поставщикам и другим кредиторам учитывается в сумме принятых к оплате счетов.

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями являются:

проверка правильности документального оформления и законности операций с поставщиками и покупателями, своевременное и полное отражение их в учете;

обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей;

обеспечение взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей в установленные сроки;

предотвращение просроченных сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

периодическая сверка данных учета с данными дебиторов и кредиторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: