Урок 3: Тема «Особенности восприятия геометрических тел»

Урок 1: Введение в предмет «Пространственная композиция»

Дисциплина «Пространственная композиция» дает знания по основным видам и закономерностям построения объемно-пространственных форм и их элементов, необходимые при решении различных проектных задач, встречающихся в профессиональной деятельности дизайнера любого профиля, чья деятельность связана с организацией объёма.

В курсе пространственной композиции проводится обучение основам формообразования. В нём обращается внимание главным образом на структурно-композиционную сторону, на формирование у студентов чувства гармонии, овладение основными средствами выражения своих творческих замыслов. Проводиться изучение сочетаний частей композиции на основе определенных соотношений таких как пропорции, метр, ритм и других композиционных закономерностей, развитие чувства соразмерности и гармонии, а также чувства масштабности внутри композиции и по отношению к человеку. Все эти навыки необходимы для квалифицированной работы в условиях реальной практики. Это достигается на материале изучения конкретных образцов современной скульптуры, создания скетчей, а также в процессе выполнения специальных упражнений по пространственной композиции в макетах.

Урок 2: Тема «Особенности восприятия линий»

Наше восприятие окружающей пространственно-предметной среды ассоциативно, и мы волей-неволей проецируем его на опыт восприятия изображений или очертаний формы. Связь наших ощущений при восприятии конкретных линий или форм приводит к тому, что мы подсознательно наделяем эти линии или формы такими свойствами, которые являются только образом реальности, но вызывают те же чувства, что и при восприятии реальности. Восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине творческой способностью мгновенного схватывания действительности, способностью образной, проницательной, изобретательной и прекрасной.

Восприятие любых изображений и форм определяется характером восприятия составляющих их линий. Линии, их сочетания, расположение в пространстве, так же и линии, расположенные на плоскости, вызывают у нас различные ассоциативно-эмоциональные ощущения.

1- Вертикальная линия вызывает ощущение активного движения вверх (опора внизу), (Возможные ассоциации: взлёт летательного аппарата, стоящий столб или дерево, дорога, идущая верх, рёбра стоящего многогранника и т. д.), или вниз (опора в веху), (Возможные ассоциации: падение, дождь, струя, дорога, идущая вниз и т. д.).

2- Горизонтальная линия производит впечатление покоя, большого пространства, или опоры. (Возможные ассоциации: линия горизонта, рёбра лежащего многогранника и т. д.).

3-Диагональ динамичная линия, она может выражать, как подъем, так и падение. В некотором смысле, она характеризует постоянное ускорение.

Восходящая диагональ. - Рассмотрим два типа восходящей диагонали: правая восходящая (из правого нижнего угла в левый верхний угол) и левая восходящая (из правого нижнего угла в левый верхний угол), (Возможные ассоциации: подъём, взлёт, радость, прилив энергии и т. д.). Хотя обе эти диагонали создают схожее эмоциональное ощущение, их восприятие не идентично. (Различие восприятия левого и правого).

Нисходящая диагональ. - Рассмотрим два типа нисходящей диагонали: левая нисходящая (из левого верхнего угла в нижний правый угол) и правая нисходящая (из правого верхнего угла в нижний левый угол). (Возможные ассоциации: снижение, сползание, падение, уныние и т. д.). Хотя обе эти диагонали создают схожее эмоциональное ощущение, их восприятие не идентично. (Различие восприятия левого и правого).

Углы можно воспринимать, как разновидность ломаной линии. Соединив две плоскости, мы получим пространственный аналог угла, для которого характерны все те же эмоционально – ассоциативные характеристики, как и для линейного.

 5- Острый угол - визуально втягивает зрителя в ограниченное им пространство. (Возможные ассоциации: сходящиеся под острым углом стены домов, лобовое стекло автомобиля и торпеда, приоткрытая книга и т. д.).

6- Тупой угол. - визуально выталкивает зрителя из ограниченного им пространства, эмоционально препятствует зрителю проникнуть внутрь. (Возможные ассоциации: сходящиеся под тупым углом стены домов, раскрытая книга, капот и лобовое стекло автомобиля и т. д.).

7- Ломаная линия весьма эмоциональна она вызывает сложные ощущения, связанные с восприятием неравномерного, сложного, ступенчатого движения. Она объединяет в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъемы и падения различной протяженности. (Возможные ассоциации: беспокойство, протест, взрыв, разрушение и т. д.)

8- Кривая. Восприятие изогнутой линии вызывает более сложные ощущения, чем восприятие прямых линий. Она характеризуется неравномерным движением. Плавные участки мы воспринимаем относительно быстро и легко. Резкие скругления требуют замедления восприятия, глаз, условно говоря, останавливается, проходя более сложную траекторию. (Возможные ассоциации: продвижение через препятствия, длительное сползание, затянувшееся падение, смятение и т. д.)

Урок 3: Тема «Особенности восприятия геометрических тел»

Восприятие формы всегда ассоциативно. Эмоции и чувства, вызываемые предметом, то есть, реальной пространственной формой, во многом зависят от образного, эмоционального строя составляющих её элементов.

Тела образуются поверхностями. Мир поверхностей очень разнообразен. Они играют огромную роль в науке, архитектуре и технике. Любая плоскость в пространстве является поверхностью первого порядка, и любая поверхность первого порядка в пространстве есть плоскость.

Поверхности первого порядка в пространстве образуют гранёные тела они представляют из себя совокупность пересекающихся плоскостей – граней. Линии пересечения граней – ребра. Точки пересечения ребер – вершины (куб, призма, пирамида и т. д.). 

Поверхности второго порядка – это, как правило, поверхности тел вращения. Тело вращения – это тело в пространстве, которое возникает при вращении какой-нибудь плоской фигуры, круга, эллипса, треугольника, прямоугольника вокруг какой-нибудь оси (сфера, шар, конус, цилиндр, эллипсоид, тороид).

Поверхности третьего порядка могут быть образованы нелинейными поверхностями, которые образованны поступательным движением различной траектории (гиперболический параболоид, эллиптический параболоид, гиперболический параболоид, однополостной гиперболоид и двуполостной гиперболоид, и другие сложные поверхности).

1 Куб – (Квадрат). Образован равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, это устойчивая, тяжелая, малоподвижная форма.

2 Параллелепипед – (прямоугольник). Во многом аналог куба, но фигура более динамичная по сравнению с ним так как имеет некоторую протяжённость. В зависимости от пропорций и расположения по отношению к горизонтали параллелепипед может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали своей наименьшей стороной), либо, как и куб, ощущение спокойствия и статики (расположен своей наибольшей стороной на горизонтали).

3Цилиндр – (прямоугольник). Тело вращения прямоугольника. В зависимости от пропорций и расположения по отношению к горизонтали цилиндр может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали своим основанием), либо, как и куб, спокойствия: он лишён статики даже и в таком положении (лежит на боку вдоль горизонтали).

4Пирамида – (треугольник). Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может восприниматься как нечто резкое, острое, выражать активное движение и даже агрессию. В положении вершиной вверх пирамида устойчива, вершиной вниз - абсолютно неустойчива. В таком положении пирамида может выжать, движение, беспокойство, угрозу, дисбаланс.

5Конус- (треугольник). Тело вращения треугольника. Во многом аналогичная пирамиде. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения, но более спокойная, чем пирамида. Может выражать активное движение. В положении вершиной вверх - конус устойчив, вершиной вниз - абсолютно неустойчив.

6Шар – (круг). Тело вращения круга. Эта форма в наибольшей мере выражает образ движения. Шар создает ощущение непрерывного вращения.

7Диски – (круг). Эти тела могут быть образованы: либо цилиндром небольшой высоты, либо одним, либо двумя, соединёнными основаниями, конусами очень небольшой высоты. Форма этих конусов в наибольшей мере выражает образ движения. Диски в независимости от формы создают ощущение непрерывного вращения.

8Эллипсоид – (эллипс). Тело вращения эллипса. Оно обладает текучестью и выражает неустойчивые по эмоционально-ассоциативному характеру образы. Восприятию яйцеобразных форм сопутствует ощущение динамики, смена интенсивного и замедленного движения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: