СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
Йошкар-Ола
2012
Рецензенты:
Л.В. Карцева, д-р социол. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань;
Н.С. Морова, д-р пед. наук, профессор, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом МарГУ
Домрачева, С.А. Социально-педагогическое проектирование: Учебное пособие / С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2012. - 140 с.
В пособии изложены учебные материалы по курсу «Социально-педагогическое проектирование», включающиетеоретические и практические основы проектирования; учебно-методические материалы; методические рекомендации; словарь основных понятий; программу семинарских занятий, вопросы к зачету.
В учебном пособии рассматриваются все основные составляющие процесса проектирования, описываются современные подходы к организации инновационной и проектной деятельности в образовательной системе, даются некоторые практические рекомендации по созданию проектов и представлению заявок на конкурсы проектов.
|
|
Учебное пособие представляет интерес для преподавателей вузов, научных работников системы образования, аспирантов и студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к социально-педагогическому проектированию в системе высшего образования достаточно велик. Актуальность данной проблематики еще более возросла в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов: бакалавриат и магистратуру.
Социально-педагогическое проектирование - это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность, которая предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.
Проектирование в вузе является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций будущих специалистов психолого-педагогической направленности; знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, способствует развитию коммуникативных навыков, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях, конкурсах и грантовой деятельности.
Использование учебного пособия позволит расширить знания по проектированию, овладеть понятийным аппаратом, углубить навыки проектной деятельности, воспользоваться методическими рекомендациями по оформлению проектов, представляемых на конкурсы.
|
|
При составлении учебного пособия использовались теоретические разработки в области проектирования: Г.В. Воробьева, В.В. Гузеева, В.И. Загвязинского, Е.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полат, М.М. Поташника, А.С. Сиденко, М.Н. Скаткина, И.Д. Чечель и других.
Учебное пособие «Социально-педагогическое проектирование» содержит шесть разделов: проектирование в образовательной деятельности (раздел 1), социальное проектирование (раздел 2), проектирование систем образования (раздел 3), проектирование как педагогическая технология (раздел 4), теоретические подходы к экспертизе проектов (раздел 5), использование информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов (раздел 6).
В разделе 1 рассматривается сущность проектирования и основные факторы, необходимые для осуществления проектной деятельности; этапы проектирования, теоретические основы управления проектами; функции и структура, содержание инновационного проекта. Особое внимание обращается на показатели результативности проектной деятельности.
При изучении раздела 1 у студентов должны быть сформированы учебно-познавательные компетенции (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, формирование способности к систематизации знаний)
Освоение знаний по данному разделу дает возможность овладеть общими знаниями и частными способами проектирования и сформировать умения по внедрению инноваций в образовательные учреждения, способствует повышению проектной культуры личности.
В разделе 2 обоснована практика социального проектирования, при его изучении студентам предлагается познакомиться с алгоритмом разработки проектов, с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования. Рассматриваются основные требования к социальному проекту; дается сравнительная характеристика социального и грантового проекта.
При изучении раздела 2 должны быть сформированы с оциальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, ведению дискуссий; формирование готовности к согласованным действиям, направленных на достижение поставленных целей) и к оммуникативные компетенции (формированиеумений работать в коллективе, выполнять деятельность в проектной группе).
Раздел 3 расширяет представления студентов о проектировании; раскрываются возможности проектирования и оценки эффективности воспитательных и образовательных систем.
При изучении раздела 3 должны быть сформированы о бщекультурные компетенции (проявление личностных качеств – гражданских, нравственных, интеллектуальных, общекультурных)
В разделе 4 проектирование рассматривается как педагогическая технология. Студенты знакомятся с методическими рекомендациями по оформлению проектной папки, проведению в школе предметной недели, созданию портфолио проекта, использованию проектных технологий в вузе.
В разделе 5 представлены теоретические подходы к экспертизе проектов. Знакомство с процедурой проведения экспертизы проектов помогает студентам оценить предполагаемые изменения образовательной системы в самом начале, избежать негативных последствий педагогических новшеств.
При изучении раздела 5 должны быть сформированы ц енностно-смысловые компетенции (адекватное оценивание своих способностей и возможностей при экспертизе проектов), коммуникативные компетенции (расширение понятий о социальных ролях (генератор идей, координатор, исполнитель, эксперт).
В разделе 6 раскрываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов, что способствует усвоению требований к оформлению проектов и их презентации; расширяются возможности проектантов в представлении результатов проекта.
|
|
При изучении раздела 6 должны быть сформированы с пециальные компетенции (формирование способности самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации).
Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы помочь научиться: находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать, правильно оформлять документацию проекта, оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи, составлять четко структурированный план проекта, разрабатывать экономичный бюджет проекта, организовывать достойную презентацию проекта.
Основы исследовательской деятельности