Основы исследовательской деятельности

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

 

Учебное пособие

 

Йошкар-Ола

2012

Рецензенты:

Л.В. Карцева, д-р социол. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань;

Н.С. Морова, д-р пед. наук, профессор, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

 

Рекомендовано к изданию

редакционно-издательским советом МарГУ

 

 

Домрачева, С.А. Социально-педагогическое проектирование: Учебное пособие / С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2012. - 140 с.

 

 

В пособии изложены учебные материалы по курсу «Социально-педагогическое проектирование», включающиетеоретические и практические основы проектирования; учебно-методические материалы; методические рекомендации; словарь основных понятий; программу семинарских занятий, вопросы к зачету.

В учебном пособии рассматриваются все основные составляющие процесса проектирования, описываются современные подходы к организации инновационной и проектной деятельности в образовательной системе, даются некоторые практические рекомендации по созданию проектов и представлению заявок на конкурсы проектов.

Учебное пособие представляет интерес для преподавателей вузов, научных работников системы образования, аспирантов и студентов.

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к социально-педагогическому проектированию в системе высшего образования достаточно велик. Актуальность данной проблематики еще более возросла в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов: бакалавриат и магистратуру.

Социально-педагогическое проектирование - это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность, которая предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проектирование в вузе является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций будущих специалистов психолого-педагогической направленности; знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, способствует развитию коммуникативных навыков, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях, конкурсах и грантовой деятельности.

Использование учебного пособия позволит расширить знания по проектированию, овладеть понятийным аппаратом, углубить навыки проектной деятельности, воспользоваться методическими рекомендациями по оформлению проектов, представляемых на конкурсы.

При составлении учебного пособия использовались теоретические разработки в области проектирования: Г.В. Воробьева, В.В. Гузеева, В.И. Загвязинского, Е.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полат, М.М. Поташника, А.С. Сиденко, М.Н. Скаткина, И.Д. Чечель и других.

Учебное пособие «Социально-педагогическое проектирование» содержит шесть разделов: проектирование в образовательной деятельности (раздел 1), социальное проектирование (раздел 2), проектирование систем образования (раздел 3), проектирование как педагогическая технология (раздел 4), теоретические подходы к экспертизе проектов (раздел 5), использование информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов (раздел 6).

В разделе 1 рассматривается сущность проектирования и основные факторы, необходимые для осуществления проектной деятельности; этапы проектирования, теоретические основы управления проектами; функции и структура, содержание инновационного проекта. Особое внимание обращается на показатели результативности проектной деятельности.

При изучении раздела 1 у студентов должны быть сформированы учебно-познавательные компетенции (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, формирование способности к систематизации знаний)

Освоение знаний по данному разделу дает возможность овладеть общими знаниями и частными способами проектирования и сформировать умения по внедрению инноваций в образовательные учреждения, способствует повышению проектной культуры личности.

В разделе 2 обоснована практика социального проектирования, при его изучении студентам предлагается познакомиться с алгоритмом разработки проектов, с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования. Рассматриваются основные требования к социальному проекту; дается сравнительная характеристика социального и грантового проекта.

При изучении раздела 2 должны быть сформированы с оциальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, ведению дискуссий; формирование готовности к согласованным действиям, направленных на достижение поставленных целей) и к оммуникативные компетенции (формированиеумений работать в коллективе, выполнять деятельность в проектной группе).

Раздел 3 расширяет представления студентов о проектировании; раскрываются возможности проектирования и оценки эффективности воспитательных и образовательных систем.

При изучении раздела 3 должны быть сформированы о бщекультурные компетенции (проявление личностных качеств – гражданских, нравственных, интеллектуальных, общекультурных)

В разделе 4 проектирование рассматривается как педагогическая технология. Студенты знакомятся с методическими рекомендациями по оформлению проектной папки, проведению в школе предметной недели, созданию портфолио проекта, использованию проектных технологий в вузе.

В разделе 5 представлены теоретические подходы к экспертизе проектов. Знакомство с процедурой проведения экспертизы проектов помогает студентам оценить предполагаемые изменения образовательной системы в самом начале, избежать негативных последствий педагогических новшеств.

При изучении раздела 5 должны быть сформированы ц енностно-смысловые компетенции (адекватное оценивание своих способностей и возможностей при экспертизе проектов), коммуникативные компетенции (расширение понятий о социальных ролях (генератор идей, координатор, исполнитель, эксперт).

В разделе 6 раскрываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов, что способствует усвоению требований к оформлению проектов и их презентации; расширяются возможности проектантов в представлении результатов проекта.

При изучении раздела 6 должны быть сформированы с пециальные компетенции (формирование способности самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации).

Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы помочь научиться: находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать, правильно оформлять документацию проекта, оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи, составлять четко структурированный план проекта, разрабатывать экономичный бюджет проекта, организовывать достойную презентацию проекта.

Основы исследовательской деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: