Критерии классификации юридических фикций

 

Рассмотренный выше комплекс теоретических вопросов, касающийся фикций в общем смысле и юридических фикций в частности, указывает на необходимость разработки более развернутой классификации фикций в праве. По моему мнению, она должна производиться по нескольким основаниям и выглядеть следующим образом*(562):

1. По функциональной характеристике. Речь в первую очередь идет о фикциях в конституционном, административном, уголовном, гражданском и других отраслях права, которые подразделяются в последующем на:

- фикции отраслей материального права;

- фикции отраслей процессуального права.

Фикции первого подвида, как отмечалось, в основном служат целям преодоления состояния неопределенности.

Практическое значение процессуальных фикций предопределено их воздействием на судопроизводство. Они сокращают ход и объем законодательного материала, облегчают процесс установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. В целом фикции являются мерами, обеспечивающими процессуальную экономию юридических средств и сил судей, а также лиц, участвующих при отправлении правосудия по конкретным категориям дел.

Система права делится на публичное и частное со времен Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан считал, что публичное право выражает интересы государства, а частное - интересы частных, отдельных лиц. Разделение отраслей по критерию - чьи интересы охраняют и защищают отрасли права - характерно для государств, принадлежащих романо-германской правовой семье*(563).

Учитывая тот факт, что право условно можно подразделить также на публичное и частное, то, соответственно, по характеру отражаемых в нормах-фикциях интересов (публичные или частные) разумно было бы выделить

- фикции в публичном праве;

- фикции в частном праве.

Более подробно данные фикции будут нами рассмотрены в последующих параграфах данной главы. Добавим лишь то, что публичное и частное исследуется средствами не только содержательно-предметного, но и категориального (философско-правового) мышления, что позволяет объяснить не только их единство, но и взаимную противопоставленность в характеристике действующего права*(564).

И самое главное. Различия между публичным и частным приобрели относительный и в определенной степени условный (курсив мой - О.Т.) характер*(565), т.е. и в этом случае в вопросе разделения права на общее и отдельное мы имеем дело с фикцией, так как одним из основных признаков фикции является условность.

2. По источнику:

фикции, закрепленные в Конституции Российской Федерации;

фикции, закрепленные в международных нормативных правовых актах;

фикции, закрепленные в федеральных конституционных законах и федеральных законах;

фикции, закрепленные в нормативных актах Президента РФ, актах палат Федерального Собрания РФ, нормативных актах Правительства РФ, иных актах министерств и ведомств;

фикции, закрепленные в конституциях и уставах субъектов РФ, их законах и подзаконных актах;

фикции, закрепленные в актах о местном самоуправлении;

фикции, закрепленные в корпоративных актах.

3. По соответствию потребностям общества:

- негативные фикции (например, антиподы закона);

- позитивные фикции (в том числе имманентные закону).

4. По характеру воздействия на субъектов правоотношений:

- социально справедливые. Таких фикций подавляющее большинство; применение фикций в некоторых случаях ставит, например, в гражданском судопроизводстве одну из сторон в привилегированное положение. Так, при применении ст. 167 ГПК РФ*(566) истец, явившийся в суд, получает очевидную процессуальную льготу (при условии отсутствия на судебном заседании противоположной стороны): никто не будет опровергать его доводы, а суд при вынесении решения будет основываться на представленных доказательствах*(567);

- социально несправедливые. Это фикции, негативно влияющие на тех или иных участников правоотношений. Например, согласно ч. 3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. Данное утверждение о признании результатов экспертизы, явно и очевидно фиктивно. Эти положения, в частности, дополняют обычные процессуальные нормы и предназначены для преодоления негативных последствий недисциплинированности лиц, участвующих в деле, представляя собой своеобразные юридические санкции (гражданскую процессуальную ответственность) в отношении названных участников судопроизводства.

Данная классификация не лишена элемента относительности: все зависит от того, применительно к какому участнику правоотношений рассматриваются положения, устанавливаемые правовой нормой.

Для юридических целей при классификации фикций существенное значение имеет их разграничение по различным критериям (основаниям, позициям и пр.). Это принципиально важно для определения функционального предназначения и правильной оценки использования юридических фикций в ходе правотворческого и правоприменительного процесса.

Классификация в любой сфере, в том числе и правовой, имеет большое значение как для науки, так и для практики. В юриспруденции это проявляется в том, что предметная классификация отражает систему права и систему законодательства, т.е. системность материала и нужна юристу (как теоретику, так и практику) для достижения поставленных целей. Кроме того, она (системность) имеет большое значение для юристов, осуществляющих правоприменительную деятельность.

В результате вышеизложенного следует отметить:

1. Видовое многообразие юридических фикций предполагает их классификацию по различным основаниям, однако в юридической литературе проблема классификации фикций недостаточно исследована.

2. Более детальное исследование оснований классификации юридических фикций имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку позволит выявить существующие недостатки и противоречия в действующем законодательстве.

3. Отсутствие классической классификации юридических фикций создает препятствия в правотворческой и правоприменительной практике при определении круга правовых отношений, нуждающихся в регулировании при помощи фикций.

4. Разработанная выше система классификации юридических фикций учитывает современное состояние права и законодательства, а также возможные перспективы его развития в различных правовых системах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: