Д. «Синтезы» русской религиозной философии

          Русская религиозная философия, как видно из предыдущей таблицы, вся находилась в русле традиционной, феодально-охранительной идеологии. Её глубинной внутренней целью была защита самодержавия и крепостного права и их главной идейной опоры – православной религии. В то же время главные ее представители, и, прежде всего, В. Соловьев, видели, что Россия оставалась слишком средневековой  по сравнению с Европой. Одновременно они абсолютно не допускали для России перспективы буржуазных («западных») преобразований (славянофилы были даже против отмены крепостного права!). Их целью была такая «модернизация» страны, которая бы сохранила  самодержавие и православие. В идеологии (философии) они предлагали такие «синтезы», которые бы, слегка видоизменив традиционные ценности, сделали видимость их решительного обновления. Характерно, что ни царизм, ни Церковь не признавали такой услужливости славянофилов. Александр II сочинения Соловьева грубо называл «блядословием», а Церковь готовила его к отлучению от православия. (Л. Н. Толстого за предложение подобной же  «модернизации» религии РПЦ анафематствовала в 1901 году)

 

«Синтезы» русской религиозной философии

 

Тезис (Средневековая философия) Антитезис (Философия Нового времени) «Синтез» (Русская религиозная философия)
Средневековая мистика. Господство религии. Новоевропейский рационализм. Господство науки «Всеединство» религии, науки и философии В. С. Соловьева
Бог, религия, теоцентризм. Человек — творение и раб божий. Гуманизм, антропо-центризм. Человек — господин самому себе. «Богочеловечество», богочеловек (В.С.Соловьев)
Сакрализация государ-ства (Августин Аврелий) Государство — результат «общественного договора» «Свободная теократия» (В. С. Соловьев)
Тоталитаризм, подчине-ние человека обществу (Фома Аквинский) Свобода, индивидуализм, либерализм «Сотворчество» бога и человека (Н. А. Бердяев)  
Традиционализм, авторитаризм, монархия Отказ от исторической традиции, демократия Христианская «собор-ность» (А. С. Хомяков)
Восток: много единства и мало разнообразия Запад: много разно-образия и мало единства «Единство многообра-зия» (В. С. Соловьев)
Объективный идеализм, реализм (господство общего) Механический материализм и номинализм (эмпиризм, отрицание общего) «Новое религиозное сознание» и «положи-тельное всеединство» (В. С. Соловьев)
Отрицание науки, познание бога через веру, все знания — от бога, мистический рацио-нализм. Рассудочное опытное познание, оторванный от знания общего рацио-нализм. Отрицание религии. «Сердечное» познание, интуитивное знание бога в самом себе. «Всеедин-ство» науки, религии и философии (В. С. Соловьев)
Креационизм, эсхато-логия, сотериология, провиденциализм Механицизм и вульгар-ный материализм в понимании природы и общества  „Софийность мира» (В. С. Соловьев)
Аскетизм, отказ от участия человека в земных делах Стяжательство, деляче-ство, вульгарный потребительский материализм "Теургическое делание» - устройство «царства божия» на земле (В. С. Соловьев, П. А. Флорен- ский).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: