Порядок выполнения опыта. В химический стакан емкостью 200 мл налейте до 2/3 объема 3%-го раствора NaCl, добавив несколько капель раствора K3[Fe(CN)6]4 (индикатора на ионы Fe2+).
Закрепите в штативе для электродов угольный и стальной (предварительно зачищенный) электроды и, не опуская в стакан с электролитом, подсоедините угольный электрод к положительному полюсу источника постоянного тока, стальной – к отрицательному. Опуская электроды в стакан с раствором NaCl, одновременно включайте источник тока, пропуская ток в течение 1–2 мин при напряжении не более 10 В. Что Вы наблюдаете?
Для сравнения в химический стакан емкостью 50 мл налейте 4–5 мл того же раствора NaCl с добавлением K3[Fe(CN)6]. Опустите другой стальной электрод. Запишите результаты наблюдений. Закончив опыт, слейте растворы в сосуд для отходов, стальные электроды промойте водой и тщательно просушите их фильтровальной бумагой или салфеткой.
При оформлении анализа результатов опыта выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Объясните появление синей окраски во втором случае и отсутствие ее в первом.
|
|
2. Составьте схемы электрохимических систем, возникающие в обоих случаях, уравнения анодно-катодных процессов, а также уравнения химической реакции образования турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2 во втором случае.
3. В каких случаях на практике используется электрозащита от коррозии?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Определите термодинамическую возможность коррозии оловянных изделий в условиях: а) кислой среды (рН = 3) без доступа О2; б) щелочной среды (рН = 10) с доступом О2. Ответ подтвердите соответствующими уравнениями и количественными расчетами.
2. Определите термодинамическую возможность коррозии свинцового кабеля в условиях кислой почвы (рН = 5) и доступе O2. Определите, какой силы ток возник при коррозии, если за сутки поглотилось 2,8 л О2 (н.у.). Запишите уравнения процессов коррозии.
3. Медное изделие покрыто оловом. Какое это покрытие? Составьте схему электрохимической системы, уравнения анодно-катодных процессов при нарушении целостности покрытия в кислой среде (рН = 0). Определите, сколько (по массе) прокорродирует металла и восстановится Н2 (по объему, н.у.) за 24 ч, если возникнет ток силой 1,2 А.
4. Объясните сущность катодной защиты и катодных покрытий. В каких случаях они применяются? Приведите конкретные примеры и запишите уравнения соответствующих процессов в условиях щелочной среды (рН = 10) и свободном доступе кислорода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коровин, Н. В. Общая химия / Н. В. Коровин. – М.: Высш. шк., 2000.
2. Фролов, В. В. Химия / В. В. Фролов. – М.: Высш. шк., 1986.
3. Боднарь, И. В. Метод. пособие к решению задач по курсу «Химия» / И. В. Боднарь, А. П. Молочко, Н. П. Соловей. – Минск: БГУИР,
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица П.1
Стандартные электродные потенциалы металлов
в водных растворах при 298 К
Электрод | Электродные реакции | φ°, В |
Li+/Li | Li+ + e = Li | –3,045 |
K+/K | K+ + e = K | –2,925 |
Rb+/Rb | Rb+ + e = Rb | –2,925 |
Cs+/Cs | Cs+ + e = Cs | –2,923 |
Ca2+/Ca | Ca2+ + 2e = Ca | –2,866 |
Na+/Na | Na+ + e = Na | –2,714 |
Mg2+/Mg | Mg2+ + 2e = Mg | –2,363 |
Al3+/Al | Al3+ + 3e = Al | –1,662 |
Mn2+/Mn | Mn2+ + 2e = Mn | –1,179 |
Zn2+/Zn | Zn2+ + 2e = Zn | –0,763 |
Cr3+/Cr | Cr3+ + 3e = Cr | –0,744 |
Fe2+/Fe | Fe2+ + 2e = Fe | –0,440 |
Cd2+/Cd | Cd2+ + 2e = Cd | –0,403 |
Co2+/Co | Co2+ + 2e = Co | –0,277 |
Ni2+/Ni | Ni2+ + 2e = Ni | –0,250 |
Sn2+/Sn | Sn2+ + 2e = Sn | –0,136 |
Pb2+/Pb | Pb2+ + 2e = Pb | –0,126 |
Fe3+/Fe | Fe3+ + 3e = Fe | –0,036 |
2H+/H2 | 2H+ + 2e = H2 | 0,000 |
Bi3+/Bi | Bi3+ + 3e = Bi | +0,210 |
Cu2+/Cu | Cu2+ + 2e = Cu | +0,337 |
Fe3+/Fe2+ | Fe3+ + e = Fe2+ | +0,770 |
Ag+/Ag | Ag+ + e = Ag | +0,779 |
Hg2+/Hg | Hg2+ + 2e = Hg | +0,854 |
Au3+/Au | Au3+ + 3e = Au | +1,498 |
Au+/Au | Au+ + e = Au | +1,690 |
Таблица П.2
Температуры кристаллизации сплавов различного состава
системы Pb – Sn
Состав, масс. % | Температура начала кристаллизации, °С | Температура конца кристаллизации, °С | |
Олово (Sn) | Свинец (Pb) | ||
0 | 100 | 327 | 327 |
20 | 80 | 285 | 183 |
30 | 70 | 265 | 183 |
40 | 60 | 244 | 183 |
50 | 50 | 220 | 183 |
64 | 36 | 183 | 183 |
80 | 20 | 215 | 183 |
100 | 0 | 232 | 232 |