Катодная защита (электрозащита)

 

Порядок выполнения опыта. В химический стакан емкостью 200 мл налейте до 2/3 объема 3%-го раствора NaCl, добавив несколько капель раствора K3[Fe(CN)6]4 (индикатора на ионы Fe2+).

Закрепите в штативе для электродов угольный и стальной (предварительно зачищенный) электроды и, не опуская в стакан с электролитом, подсоедините угольный электрод к положительному полюсу источника постоянного тока, стальной – к отрицательному. Опуская электроды в стакан с раствором NaCl, одновременно включайте источник тока, пропуская ток в течение 1–2 мин при напряжении не более 10 В. Что Вы наблюдаете?

Для сравнения в химический стакан емкостью 50 мл налейте 4–5 мл того же раствора NaCl с добавлением K3[Fe(CN)6]. Опустите другой стальной электрод. Запишите результаты наблюдений. Закончив опыт, слейте растворы в сосуд для отходов, стальные электроды промойте водой и тщательно просушите их фильтровальной бумагой или салфеткой.

При оформлении анализа результатов опыта выполните задание и ответьте на вопросы:

1. Объясните появление синей окраски во втором случае и отсутствие ее в первом.

2. Составьте схемы электрохимических систем, возникающие в обоих случаях, уравнения анодно-катодных процессов, а также уравнения химической реакции образования турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2 во втором случае.

3. В каких случаях на практике используется электрозащита от коррозии?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Определите термодинамическую возможность коррозии оловянных изделий в условиях: а) кислой среды (рН = 3) без доступа О2; б) щелочной среды (рН = 10) с доступом О2. Ответ подтвердите соответствующими уравнениями и количественными расчетами.

2. Определите термодинамическую возможность коррозии свинцового кабеля в условиях кислой почвы (рН = 5) и доступе O2. Определите, какой силы ток возник при коррозии, если за сутки поглотилось 2,8 л О2 (н.у.). Запишите уравнения процессов коррозии.

3. Медное изделие покрыто оловом. Какое это покрытие? Составьте схему электрохимической системы, уравнения анодно-катодных процессов при нарушении целостности покрытия в кислой среде (рН = 0). Определите, сколько (по массе) прокорродирует металла и восстановится Н2 (по объему, н.у.) за 24 ч, если возникнет ток силой 1,2 А.

4. Объясните сущность катодной защиты и катодных покрытий. В каких случаях они применяются? Приведите конкретные примеры и запишите уравнения соответствующих процессов в условиях щелочной среды (рН = 10) и свободном доступе кислорода.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Коровин, Н. В. Общая химия / Н. В. Коровин. – М.: Высш. шк., 2000.

2. Фролов, В. В. Химия / В. В. Фролов. – М.: Высш. шк., 1986.

3. Боднарь, И. В. Метод. пособие к решению задач по курсу «Химия» / И. В. Боднарь, А. П. Молочко, Н. П. Соловей. – Минск: БГУИР,  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица П.1

Стандартные электродные потенциалы металлов

в водных растворах при 298 К

Электрод Электродные реакции φ°, В
Li+/Li Li+ + e = Li –3,045
K+/K K+ + e = K –2,925
Rb+/Rb Rb+ + e = Rb –2,925
Cs+/Cs Cs+ + e = Cs –2,923
Ca2+/Ca Ca2+ + 2e = Ca –2,866
Na+/Na Na+ + e = Na –2,714
Mg2+/Mg Mg2+ + 2e = Mg –2,363
Al3+/Al Al3+ + 3e = Al –1,662
Mn2+/Mn Mn2+ + 2e = Mn –1,179
Zn2+/Zn Zn2+ + 2e = Zn –0,763
Cr3+/Cr Cr3+ + 3e = Cr –0,744
Fe2+/Fe Fe2+ + 2e = Fe –0,440
Cd2+/Cd Cd2+ + 2e = Cd –0,403
Co2+/Co Co2+ + 2e = Co –0,277
Ni2+/Ni Ni2+ + 2e = Ni –0,250
Sn2+/Sn Sn2+ + 2e = Sn –0,136
Pb2+/Pb Pb2+ + 2e = Pb –0,126
Fe3+/Fe Fe3+ + 3e = Fe –0,036
2H+/H2 2H+ + 2e = H2 0,000
Bi3+/Bi Bi3+ + 3e = Bi +0,210
Cu2+/Cu Cu2+ + 2e = Cu +0,337
Fe3+/Fe2+ Fe3+ + e = Fe2+ +0,770
Ag+/Ag Ag+ + e = Ag +0,779
Hg2+/Hg Hg2+ + 2e = Hg +0,854
Au3+/Au Au3+ + 3e = Au +1,498
Au+/Au Au+ + e = Au +1,690

 

Таблица П.2

Температуры кристаллизации сплавов различного состава

системы Pb – Sn

 

Состав, масс. %

Температура начала кристаллизации, °С

Температура конца кристаллизации, °С

Олово (Sn) Свинец (Pb)
0 100 327 327
20 80 285 183
30 70 265 183
40 60 244 183
50 50 220 183
64 36 183 183
80 20 215 183
100 0 232 232

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: