В отечественной психологии есть несколько подходов, например, подход Рубинштейна и его последователей в изучении личности. Подход Выготского. Подход Леонтьева

       Вопрос: Проблема личности в психологии. Основные подходы к исследованию личности.

Ответ: Личностью в психологии называют человека в совокупности устойчивых психологических свойств, которые отличают людей друг от друга и определяют их социально значимые действия и поступки. К общим свойствам личности можно отнести темперамент, характер, волю, потребности, чувства, способности. Но в современной психологии существует много разных подходов в изучении личности, которые сформировались как психологические теории. Таких теорий существует около 30 и они делятся на следующие основные группы: гуманистическеи теории личности, психоаналитические теории личности, когнитивно-психологическеи теории личности, бихевиоритический подход к личности. Вот основные группы. В рамках каждого из подходов существуют авторские, частные теории личности. Если будет время и возможность можно на некоторых теориях остановиться. Например, на теории Фрейда или других психоаналитических теориях или на теории Маслоу или других представителей гуманистических теорий личности и так далее. Проблема теории личности в психологии заключается в том, что при наличии больших знаний по психологии личности до сих пор не существует единой, общей теории личности. А вместо нее имеем дело с большим количеством частных, авторских подходов, в которых человек как личность описывается и представляется по разному.

---

Проблема личности в психологии выражается в отсутствии единства в понимании определения личности, выбора методов ее изучения, теориях личности и способов практического воздействия на нее. Это связано с тем, что личность представляет собой сложное психологическое образование.

Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой. Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания. В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью.

Поэтому основными признаками личности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

Личность — это многомерная и многоуровневая си­стема психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное свое­образие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность - человек в совокупности его соци­альных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Также в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

В отечественной психологии личность – это:

1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности,

2) носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы)

3) носитель самосознания личности;

4) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

 

В структуру личности обычно включаются направленность, способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

 Основные направления исследования личности: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое.

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняю­щие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характери­стик.

С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не прида­ется существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционист-ские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних фак­торов в управлении актуальными действиями человека.

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ по­лучения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям лич­ности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают тео­ретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структур­ных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение струк­туры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, из­менение в развитии личности, т. е. ее динамика.

 

Кроме того, существует следующая классификация подходов к исследованию личности: 1) биогенетический; 2) социогенетический; 3) персоногенетический.

В соответствии с биогенетическим подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы конкретного человека. Этот подход изучает развитие человека как индивида, обладающего определенными человеческими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга и др.).

С точки зрения социогенетического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития, поэтому в рамках данного подхода изучают процессы социализации человека (освоение им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как члена определенного общества).

В зарубежной психологии возникла отрасль, которая занимается изучением личности, получившая называние ``персонология'' (от англ. persona -- личность). Благодаря этой отрасли и возник третий подход в понимании личности - персоногенетический. В центре внимания этого подхода стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого ``Я'', борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации, поиска смысла жизни.

К зарубежным теориям личности относят психоаналитические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые, экзистенциальные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: