Подходы к личности в зарубежной психологии

  Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Неофрейдизм. Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э. Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.

Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

 



Концепция личности в гуманистической психологии

Ветвь психологии, называемая гуманистической, ориентирована на пробуждение самодвижущих сил развития личности. В основе ее лежит оптимистический взгляд на природу человека и его возможности. Она подчеркивает доброе и творческое начало в человеке, отрицает противопоставление индивида и общества.

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

      Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации.

Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепция. Я концепция создается в основном под влиянием так называемых «значимых других», то есть наиболее близких и авторитетных людей, прежде всего родителей. Принятие собственной самости - предпосылка к более подлинному и легкому принятию других. С другой стороны, быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Конгруэнтность и неконгруэнтность

Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ро’стовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Маслоу выдвигает концепцию иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим (пирамида потребностей Маслоу). На низшей ступени находятся физиологические потребности (пища, вода, сон и т. д.), далее потребность в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности (к группе), потом потребность в уважении (или социальном престиже), потребность в знаниях, эстетические потребности и наконец, потребность в самоактуализации.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством. Гуманистический смысл этой концепции в том, что люди, живущие на уровне высших потребностей более счастливы, более эффективны в работе, обладают более высоким здоровьем и долголетием.

Самоактуализация - это высшая потребность, и до нее надо дорасти.

      Самоактуализация - искренняя и удовлетворяющяя индивида реализация своего творческого потенциала в жизни, а также процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей.

У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Мас­лоу А., 1999).

Такая самоактуализирующаяся личность, по мнению Маслоу, обладает следующими осн. чертами: самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении, наличие высокой морали, повышенные нравственные требования, которые человек предъявляет к себе, реалистический взгляд на мир, адекватная самооценка, доброжелательное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть, относительная независимость от мнения людей, ориентация на собственную систему ценностей, стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: