В системе высших органов власти глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он возглавляет и представляет государство, находясь вдали от повседневной политики.
Правовой и реальный статус главы государства, его роль в процессе осуществления госвласти зависят от формы правления, существующей в данной стране, характера политического режима и от ряда других обстоятельств, в том числе от сложившихся в стране обычаев, традиций и судебных прецедентов.
При парламентских формах правления глава государства какого-либо реального участия в управлении делами, как правило, не принимает, он является, так называемым, номинальным главой государства, но может оказывать существенное влияние на политический процесс и на работу всего государственного механизма.
|
|
Федерация: понятие, виды.
Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации.
Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными. РФ является смешанной. Наряду с национальными республиками – Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские области и края. Федерации могут быть децентрализованными, где имеются значительные полномочия, отнесенные к исключительному ведению субъектов федерации (напр., Швейцария) и кооперативными, где центральная власть может законодательствовать практически по любому вопросу, а субъекты федерации регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне (напр., ФРГ).
Признаки федерации:
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т. д.
2. От международных организации федерация отличается наличием высших федеральных органов гос власти, решения которых по предметам их ведения обязательны для субъектов федерации.
3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унитарного государства. Например, Конституция США определяет исключит, компетенцию фед. органов гос. власти. Все остальное относится к ведению штатов. В Конституции РФ определяются исключительная компетенция федерации, предметы совместного ведения а все остальное, например органы государственной власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта.
|
|
4. Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы (в России – мировые судьи), свое законодательство.
5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство субъектов федерации.
6. Внешние сношения осуществляют центральные органы, хотя отдельные полномочия в этой сфере могут быть предоставлены субъектам федерации.
7. В федеральном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
8. В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Например, вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах).