б)Неадекватность
в) некритичность
г)непродуктивность деятельности
138. Основным принципом экспериментального патопсихологического исследования является:
а) Принцип моделирования отдельных видов психической деятельности
б) Принцип варьирования условий эксперимента
в) принцип качественного анализа нарушений психической деятельности
г) комплексное использование экспериментальных методик
139. основной вклад в развитие отечественной патопсихологии был сделан
а)А.Р.Лурия
б)А.Н.Бернштейн
в)В.М.Бехтерев
г)Б.В.Зейгарник
140. Б.В.Зейгарник было создано следующее направление отечественной клинической психологии:
а)патопсихология
б)нейропсихология
в)психосоматика
г)детская патопсихология
141. Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике является одной из основных задач:
а)патопсихологии
б)нейропсихологии
в)психосоматики
г)психологии аномального развития
142. в патопсихологии основная диагностическая задача заключается в определении:
|
|
а)характера психического расстройства
б)локализации поражения мозга
в)уровня психического и умственного развития детей и подростков
143. Психические нарушения, для которых характерна стойкая дисгармония личности, выражающаяся в нарушении адаптации к окружающей среде из-за чрезмерной аффективности или аффективной оценки окружающего соответствуют:
а)Психотическому уровню психических нарушений
б)Невротическому уровню психических нарушений
в)Психопатическому уровню психических нарушений
144. Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна:
а)Стойкая дисгармония личности
Б)Интеллектуальная недостаточность
в)Социальная дезадаптация
г)Стабильность личностных расстройств
145. К психотическим расстройствам относится:
а) Невроз
Б) Шизофрения
в) психопатия
г)посттравматический стресс
146. К пограничным психическим расстройствам относятся:
а)психопатии
б)Эпилепсия
в)неврозы
г)шизофрения
147. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:
а) построения эксперимента по типу функциональной пробы;
б) стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;
в) качественного анализа хода и результатов исследования;
г) изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.
148. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:
а) устойчивость;
б) разноплановость;
в) переключаемость;
г) концентрация.
149. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:
|
|
а) Шульте;
б) Векслер;
в) Бурдон;
г) Бине.
150. Основателем отечественной школы патопсихологии является:
а) Лебединский;
б) Лазурский;
в) Ананьев;
г) Зейгарник.
151. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:
а) резонерства;
б) разноплановости;
в) соскальзывания;
г) склонности к детализации.
152. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:
а) “классификации”;
б) “исключения предметов”;
в) методики Выготского-Сахарова;
г) “10 слов”.
153. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:
а) оперативной;
б) познавательной;
в) кратковременной;
г) отсроченной.
154. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:
а) замедленности;
б) тугоподвижности;
в) актуализации малозначимых “латентных” признаков;
г) вязкости.
155. Метод пиктограмм используется для исследования:
а) памяти
б) внимания
в) интеллекта
г) эмоций
д) сознания
156. Методика Мюнстерберга используется для исследования:
а) памяти
б) внимания
в) эмоций
г) мышления
д) интеллекта
157. Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях называют:
а) психопатологическим симптомом
б) психопатологическим синдромом
в) патопсихологическим синдромом
г) патопсихологическим симптомом
д) патопсихологическим феноменом
158. Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде “относительного аффективного слабоумия”, нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:
а) шизофренического симптомокомплекса
б) невротического симптомокомплекса
в) психопатического симптомокомплекса
г) органического симптомокомплекса
д) олигофреническогосимптомокомплекса
159. Опора в мышлении на латентные признаки, выявленная при проведении методики “пиктограммы” указывает на наличие:
а) шизофренического симптомокомплекса
б) невротического симптомокомплекса
в) психопатического симптомокомплекса
г) органического симптомокомплекса
д) олигофреническогосимптомокомплекса
160. Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется:
а) нейропсихологическим
б) патопсихологическим
в) психопатологическим
г) психиатрическим
д) психосоматическим
161. К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной:
а) пиктограмма
б) тест Шульте
в) корректурная проба
г) тест Равена
д) методика Мюнстерберга
162. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:
а) вниманию
б) памяти
в) эмоциям
г) мышлению
д) воле
163. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:
а) абсолютным верхним порогом ощущений
б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
в) болевым порогом
г) дифференциальным порогом ощущений
д) оперативным порогом ощущений
164. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах называются:
а) экстероцептивными
б) интероцептивными
в) проприоцептивными
г) экстракампинными
д) эндоцептивными
165. Психофизический закон Вебера-Фехнера описывает:
а) закономерности нарушения памяти
б) зависимости эмоциональной реакции от экспектаций
в) закономерности нарушений мышления
г) закономерности слухового восприятия
д) зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.
166. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением:
|
|
а) предметность
б) категориальность
в) целостность
г) уникальность
д) константность
167. Процесс восприятия, при котором элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры называется принципом:
а) сходства
б) смежности
в) замкнутости
г) “естественного продолжения”
д) близости
168. Расстройство восприятия, при котором происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта называется:
а) физическими иллюзиями
б) парейдолическими иллюзиями
в) фантастическими галлюцинациями
г) фантастическими псевдогаллюцинациями
д) эйдетизмом
169. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными называется:
а) эффектом края
б) эффектом Зейгарник
в) эффектом ореола
г) законом Эббингауза
д) законом Вебера-Фехтнера
170. Понятие “зона ближайшего развития” предполагает, что:
а) обучение должно идти впереди развития
б) обучение должно идти наравне с развитием
в) обучение должно идти позади развития
г) обучение не должно совпадать с этапами развития
д) обучение должно ориентироваться на нравственность
171. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающейся созреванием или перестройкой частных процессов и основным” психологическими изменениями личности, называется:
а) основной деятельностью
б) опережающей деятельностью
в) аномальной деятельностью
г) ведущей деятельностью
д) взрослением
172. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
а) феноменами роста
б) феноменами взросления
в) ведущей деятельностью
г) новоформированиями
д) новообразованиями
173. Возрастными психологическими кризами называют:
|
|
а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности
б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями
в) периоды резкого изменения отношения к родителям г) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психоэндокринными изменениями
д) периоды резкого изменения отношения со сверстниками
174. Период зрелости возникает в возрасте:
а) 20-25 лет
б) 25-30 лет
в) 30-35 лет
г) 35-60 лет
д) старше 60 лет
175. “Комплекс оживления” характерен для:
а) периода новорожденности
б) периода младенчества
в) юношеского периода
г) периода зрелости
д) периода преклонного возраста
176. Отсутствие “комплекса оживления” считается характерным признаком:
а) синдрома раннего детского аутизма
б) подростковой шизофрении
в) шизофрении в позднем возрасте
г) детских страхов
д) пубертатного криза
177. Кризис первого года жизни характеризуется:
а) появлением социальных навыков
б) потребностью к самостоятельности
в) потребностью в близких отношениях с матерью
г) становлением “комплекса оживления”
д) становлением ходьбы и речи
178. Гипердинамический синдром является типичным для:
а) новорожденных
б) младенцев
в) детей в возрасте 3-5 лет
г) подростков
д) пожилых людей
179. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:
а) реакцией компенсации
б) реакцией гиперкомпенсации
в) реакцией оппозиции
г) реакцией эмансипации
д) реакцией достижения
180. Семейный паттерн, при котором у члена семье вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний, называется:
а) апатический
б) истерический
в) ипохондрическим
г) нозогнозическим
д) анозогнозическим
181. Конфликт между семейными традициями, к примеру, в выборе профессии или рода занятия, и желаниями, идущими с ними вразрез, называется (по Н.Пезешкиану):
а) аверсия-аппетенция
б) аверсия-аверсия
в) справедливость-любовь
г) уникальность-тождественность
д) семья-индивид
183. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы:
а) Галена;
б) Галля;
в) Клейста;
г) Лурия.
184. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:
а) установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики;
б) разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга;
в) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;
г) совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.
185. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является:
а) Сеченов;
б) Бехтерев;
в) Выготский;
г) все трое.
186. Зона ближайшего развития — это:
а) ближайший к текущей дате возрастной период;
б) то, что может ребенок с помощью взрослого;
в) уровень достигнутого интеллектуального развития;
г) критерий учебной успеваемости.
187. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является:
а) наличие связи между элементами системы;
б) многочисленность элементов системы;
в) наличие нескольких уровней в системе;
г) цель.
188. Термин “гетерохронность” в нейропсихологии обозначает:
а) трудности формирования гностических функций;
б) неодновременность развития функций;
в) патологию со стороны двигательного аппарата;
г) различия в результатах нейропсихологического тестирования.
189. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:
а) принципа системной локализации функций;
б) принципа динамической локализации функций;
в) принципа иерархической соподчиненности функций;
г) всех трех принципов.
190. Жесткость организации мозговых функций обусловлена:
а) меньшей подверженностью травмам;
б) их реализацией в макросистемах головного мозга;
в) более ранним периодом формирования;
г) последними двумя обстоятельствами.
191. Основным тезисом эквипотенционализма является:
а) многоуровневость организации ВПФ;
б) функциональная равноценность левого и правого полушарий;
в) принципиальная схожесть протекания психических функций у всех людей;
г) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.
192. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:
а) к энергетическому неспецифическому блоку;
б) к блоку переработки экстероцептивной информации;
в) к блоку программирования, регуляции и контроля;
г) ни к одному из них.
193. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:
а) совокупность физиологических исследований;
б) клиническая беседа с больным или испытуемым;
в) синдромный анализ;
г) математическая процедура.
194. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается:
а) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;
б) в масштабности охвата психических функций;
в) в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга;
г) различий нет, это синонимы.
195. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:
а) патологией лобных долей;
б) повреждением глубоких структур мозга;
в) нарушением работы теменно-затылочных отделов;
г) височной патологией.
196. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится:
а) постановка топического диагноза;
б) оценка динамики психических функций;
в) определение причин аномального психического функционирования;
г) выбор форм нейрохирургического вмешательства.
197. Расстройства различных видов ощущений называются:
а) агнозиями;
б) галлюцинациями;
в) сенсорными расстройствами;
г) иллюзиями.
198. Общим признаком зрительных агнозий являются:
а) неспособность увидеть что-либо;
б) изменения полей зрения;
в) нарушение мыслительных процессов;
г) потеря способности узнавания.
199. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется:
а) аутотопагнозией;
б) тактильной агнозией;
в) дермолексией;
г) соматоагнозией.
200. Аутотопагнозия — признак:
а) нижнетеменного поражения;
б) верхнетеменного поражения;
в) среднетеменного поражения;
г) поражения вторичных отделов зрительного анализатора.
201. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:
а) Бехтеревым;
б) Сеченовым;
в) Лурия;
г) Бернштейном.
202. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
а) кинестетической апраксии;
б) пространственной апраксии;
в) кинетической апраксии;
г) регуляторной апраксии.
203. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется:
а) алалией;
б) мутизмом;
в) дизартрией;
г) афазией.
204. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:
а) эфферентной моторной афазии;
б) сенсорной афазии;
в) семантической афазии;
г) динамической афазии.
205. Основным дефектом при вербальной алексии является:
а) слабое зрение;
б) нарушения симультанного узнавания;
в) перепутывание букв;
г) первая и третья причины.
206. Аграфия — это:
а) потеря способности к рисованию;
б) потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;
в) навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;
г) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
207. Акалькулия часто сочетается с:
а) семантической афазией;
б) кинестетической апраксией;
в) соматоагнозией;
г) эмоциональными расстройствами.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
69. Б 70. В 139.б
70. Б 71.в 140.б
71. А 72.а 141.ав
72. в 73. А 142.б
73. Д 74.г 143.б
74. Г 75.в 144.в
75. А 76.а 145.г
76. Б 77.д 146.г
77. В 78.б 147.г
78. А 79.а 148.б
79. Д 80. Д 149.в
80. Б 81. Б 150.а
81. А 82.а 151.г
82. Д 83.г 152.г
83. Б 84.б 153.б
84. А 85.в 154. а
85. Г 86.б 155. б
86. В 87. Г 156. в
87. В 88.а 157. в
88. А 89.в 158. а
89. Б 90.б 159. д.
90. В 91.б 160 а
91. Б 92.б 161. г
92. Б 93.д 162. б
93. В 94.а 163. б
94. В 95.а 164. в
95. Г 96.в 165. д
96. Д 97.а 166. г
97. А 98.а 167. г
98. Б 99.а 168. б
99. б 100.д 169. б
100. б 101.в 170. а
101. а 102.в 171. г
102. д 103.а 172. д
103. Д 104.г 173. б
104. Б 105.в 174. г
105. Д 106.авг 175. а
106. В 107.абв 176. а
107. Г 108.б 177. д
108. А 109.а 178. в
109. Б 110.д 179. б
110. В 111.г 180. д
111. В 112.г 181. г
112. В 113.г 182.б
113. Б 114.в 183.в
114. Г 115.в 184. в
115. А 116.а 185.а
116. Г 117.б 186.г
117. В 118.в 187.б
118..г 119.а 188.б
119..а 120.в 189.г
120. б 121.а 190.г
121. в 122.а 191.а
122. г 123.а 192.в
123. б 124.д 193.а
124. д 125.г 194.а
125. в 126.а 195.г
126. б 127.г 196.в
127. б 128.в 197.г
128. г 129.а 198.б
129. б 130.б 199.б
130. а 131.б 200.г
131. б 132.в г 201.г
132. в 133. А 202.г
133. в 134.в 203. в
134. в 135.г 204. Б
135. б 136.а 205.г
136. б 137.а 206.а
137. а 138.а 207. а
Таблица 6