Международный проект Болонских соглашений

Начало данного международного проекта было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В настоящее время Болонский процесс объединяет более 40 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

    Одна из заявленных центральных задач Болонского процесса интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании. Обратимся к сформулированным основным целям Болонского процесса, которые включают в себя:

· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Цель Болонской декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Даже поверхностный анализ сформулированных задач в рамках Болонских соглашений позволяет сделать вывод о том, что этот проект направлен на выхолащивание национальных образовательных задач, на отрицание опыта национального образования, т.к. в качестве основных поставлены задачи завоевания влияния на другие нации и народы, задачи получения денег, распространения «европейских ценностей», истинную окрашенность которых показали политические события 2014–2015 годов однополярного мироустройства: единые европейские культурные ценности, распространение европейской системы образования, создание носителей европейского сознания и т.д. Так, была подведена концептуальная основа под разрушение национальных образовательных традиций и достижений в угоду однополярности мироустройства. В целом, это проект направлен на установление исключительности уровня европейского образования.

Технология реализации описанной концепции развернута в п. 2.4.4.

Общеевропейский проект Тюнинга образовательных программ

(Проект Tempus Tuning Russia разработан на базе Московской государственной академии делового администрирования)

Данный проект провозглашает единство контента образования на базе учебных программ как ключевого механизма реализации Болонского соглашения. Данный проект был запущен в 2000 году при поддержке Европейской комиссии и включает в себя представителей большинства стран-участниц Болонского процесса. Сегодня в проекте задействованы свыше 200 университетов из более 50 стран, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Казахстан, Украина, Россия, Грузия и Турция. Университет Деусто (Испания) и университет г. Гронинген (Нидерланды) осуществляют координацию проекта.

Девиз проекта звучит как: «Настраиваем образовательные структуры и программы на основе разнообразия и автономии».

В этом девизе можно было бы услышать ответ на обвинения Болонского процесса в попытке унифицировать образование стран, уничтожив, в том числе, их национальные особенности и сравнительные преимущества. Но что происходит в действительности? Вот что говорят разработчики проекта.

Цель проекта – предложить подход к реализации основополагающих задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Проект нацелен на выработку подходящих сопоставимых учебных планов, обеспечение открытости образовательной системы, признание ее на европейском уровне, построение доверия между университетами, предлагая им методологию обеспечения гарантии качества учебных программ. Итогом такого проекта должны стать результаты обучения, выраженные в единых компетенциях и кредитах.

Комментарий разработчиков концепции к поставленным целям говорит о наличии единого для всех одобренного европейскими странами контента учебных дисциплин. Это то, что будут предлагать странам на европейском уровне в содержательном аспекте, а также, что будут «навязывать» методологически для обеспечения «качества» программ, разработанного европейскими авторами для всех.

Таким образом, страны-участницы попадают под контроль Европы относительно того, чему, как и с каким результатом давать образование своим обучающимся.

Проект Тюнинга учебных программ выделил 30 родовых компетенций, которые в тексте проекта называются компетентностями, и определил перечень ожидаемых результатов, указал, что направление обучения – это область знания; профиль обучения – это определенная квалификация области знания; содержание обучения – это знания, понимание и навыки; структура обучения – это модули, т.е. блоки темы.

В проекте выделяется три вида знаний, описываемых через компетентности (читай – компетенции) (табл. 4).

Таблица 4

Три вида знаний

Виды знаний

Знание и понимание Знание о том, как действовать Знание о качестве и способах осуществления
Профессиональные знания в академической области Практическое использование знаний в жизни, их эксплуатация и применение к определенным ситуациям Практические рекомендации оценивания относительно элементов, способов и чувств, и жизни в определенном контексте

        

Результаты обучения выражаются глаголами, называющими вид знания, понимания, анализа, синтеза, оценки и т.д. Главные организующие обучение моменты: 1) студентоцентризм; 2) отсутствие преподавания, 3) изучение.

В 1997 году были приняты Лиссабонская Конвенция о признании полученных квалификаций (Lisbon Convention on Recognition of Qualifications concerning Education) и Директива ЕС о признании профессиональной квалификации (ECTS Users’ Guide).

Были выделены 85 умений и компетенций. Умения:

1) инструментальные – когнитивные способности; 2) межличностные – индивидуальные; 3) системные – сочетание понимания, отношения и знания.

Представим перечень умений по каждой из трех групп.

Первая:

1. Способность к анализу и синтезу.

2. Базовые общие знания.

3. Способность к организации и планированию.

4. Базовые знания по профессии.

5. Коммуникативные навыки в родном языке.

6. Элементарные компьютерные навыки.

7. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из разных источников).

8. Способность решать проблемы.

9. Способность принимать решения.

Вторая:

1. Способность к критике и самокритике.

2. Способность работать в команде.

3. Межличностные навыки.

4. Способность работать в междисциплинарной команде.

5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.

6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.

7. Способность работать в международном контексте.

8. Приверженность этическим ценностям.

Третья:

1. Способность применять знания на практике.

2. Исследовательские способности.

3. Способности к обучению.

4. Способности к адаптации к новым ситуациям.

5. Способности к генерации новых идей (творчество).

6. Способности к лидерству.

7. Понимание культур и обычаев других стран.

8. Способности работать автономно.

9. Способности к разработке проектов и их управлению.

10. Способности к инициативе и предпринимательству.

11. Ответственность за качество работы.

12. Воля к успеху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: