Международные образовательные проекты и программы

Российское образование в течение последних 20–25 лет подвергается процессу постоянного реформирования, в ходе которого одни стратегии сменяют другие, технологии их внедрения носят несистемный и непоследовательный характер, еще не апробированный ФГОС уже сменяется следующим и, самое главное, теряются достижения национального образования и внедряются, так называемые, образовательные проекты, далекие от образования, которые мы необоснованно переносим на российскую почву из зарубежных стран. Поэтому целью данной лекции стал анализ генезиса международных образовательных проектов, их влияние на российскую систему образования и поиски выхода из создавшегося положения. Мы представляем наше видение проблемы, не претендуя на ее универсальное решение. Приведем определение понятия «проектная деятельность». [18,20]

Проектная деятельность в образовании есть творческая инновационная деятельность его субъектов, направленная на создание нового подхода, концепции, методологии, воплощающаяся в практику образования с помощью технологий, позволяющих достичь получения оптимального, эффективного результата (продукта) на основе замысла автора (государства, организации, отдельного преподавателя) с привлечением накопленного опыта разработчиков – когнитивного и этического.

Рассмотрим комментарии к вышеприведенному определению.

    1. Проект – это продукт людей творческой или узкопрактической деятельности.

    2. Замысел – это разработка механизма реализации мотивированной цели.

    3. Проектная деятельность – это интегративное единство замысла и сотрудничества на основе научного метода исследования.

    4. Творчество – это целесообразная, целенаправленная теоретическая или практическая деятельность человека, отличающаяся новизной, выявляемой в результате конкретно-исторического характера, оригинальностью, нестандартностью в общесоциальном, групповом и индивидуальном планах. Отмечается, что любое творчество изначально порождается состоянием аффекта, т.е. душевным волнением, выражающимся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой способность субъекта контролировать свои действия значительно принижается. Под аффектом понимается одна из трех мыслительных функций человека: 1) познание (когнитивность); 2) воля; 3) эмоции, чувство, настроение. Аффект – это характеристика чувства, выражающая степень «приятности-неприятности».

5. Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, т.е. комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

6. Методология – учение об организации деятельности: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия; 2) идейное объединение людей, совместно реализующих проект; 3) полная завершенность цикла в реализации проекта, состоящая из трех фаз: а) фаза проектирования – результат: построение модели; б) фаза технологическая – результат: реализация системы; в) фаза рефлексивная – результат: оценка реализованной системы.

7. Технология – это модель организации какого-либо вида деятельности, включающая в себя содержание, цель и планируемый результат, обеспечивающий ее эффективность.

8. Когнитивный опыт – это способность человека использовать познавательные умения и накопленные знания для разрешения возникающих интеллектуальных проблем сначала в теоретическом плане, а затем, – применяя эти знания на практике. [27]

Родоначальник проектной деятельности в образовании В. Килпатрик (США) различал четыре фазы работы над проектом: замысел, планирование, исполнение и оценка. Е. С. Полат выделяет несколько видов проектов: информационные, исследовательские и связанные с решением проблем. Информационные проекты имеют целью поиск информации. Исследовательские – включают в себя следующие этапы: формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, формулировка выводов и защита. Связанные с решением определенной проблемы проекты предусматривают получение конкретных предложений по решению поставленной проблемы и возможную их реализацию. Указанные виды проектов могут быть монопроектами в рамках одной дисциплины; межпредметными, с открытой координацией при наличии координатора проекта, в том числе и международного; со скрытой координацией при наличии среди участников проекта специалиста в какой-либо области знания; внутренние и международные; разной продолжительности.

Рассмотрим образовательные международные проекты (с открытой координацией, длительные, исследовательские), связанные с решением определенной проблемы в воспитании и обучении (в образовании).

Международные образовательные проекты представлены проектами следующего вида. [18]

1. Единый Государственный Экзамен.

2. Деятельность Джорджа Сороса.

3. Болонские соглашения.

4. Тюнинг образовательных программ.

5. Проектная деятельность на основе программы «Минерва».

6. Форсайт-проект «Образование − 2030».

7 Образование в рамках программ Erasmus, Erasmus+, Жан Монне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: