Основныеичастовозникающиепричинынеисправноститопливнойаппаратурывысокогодавлениятепловозныхдизелейможносвестикследующим:
- несвоевременноеинеквалифицированноетехническоеобслуживание;
- нарушениережимовэксплуатациидизеля;
- использованиетопливанизкогокачестваинарушениявработефильтров;
- естественныйизнострущихсяпрецизионныхпар.
Еслиучестьобщеизвестныйфакт,чтозначительныйпроцентотказовтепловозныхдизелейприходитсянатопливнуюаппаратуру(до30%),тостановитсяочевидным,чтовобщемобъемеиздержекосновнуючастьсоставляюттопливныепотери.
Принормальнойэксплуатацииобычнособлюдаютсявсеосновныенормативно-техническиетребованияиправилавыполненияТОиТР.Сдругойстороны,реальнаяэксплуатациязачастуюхарактеризуетсяусловиями,когдаиотдельныеагрегаты,идвигательвцеломэксплуатируютсядочастичнойпотериработоспособностибезпроведениядостаточныхпрофилактическихмероприятий.
Такпостатическимданнымвусловияхреальнойэксплуатациипосравнениюснормальной,числоотказовнаименеенадежныхсоставныхчастейтопливнойаппаратурыдизеляможетувеличитьсяподвумявновыраженнымпризнакам:
- закоксовываниераспылителяфорсунки,нарушениеподвижностииглы,пониженноедавлениевпрыска(в5…9раз);
- разрегулировкаТНВД,износплунжерныхпаринагнетательныхклапанов(в6…7раз).
Расчеты,выполненныевМИИТепоказывают,чтопоотмеченнымвышепричинам,дизельмагистральноготепловозавсовременныхусловияхэксплуатацииперерасходуетвсреднемвгодоколо60тоннтопливаиувеличиваетвыбросватмосферувредныхкомпонентов:СО–на300…650кг,СН–на120…350кг.Приэтомотклонениеэнерго-экономическихпараметров(мощностьитопливнаяэкономичность)отноминальныхзначенийсоставляет8…15%иболее.Этоозначает,чтовусловияхреальнойэксплуатациитепловозбудетрасходоватьтопливана10…18%больше,чемподтверждаетсянапрактике.
Проведенныеисследованияпоказали,чтопорезультатамоперативногодиагностированиятопливнойаппаратуры,возможноснижениереальныхпотерьна20…25%иувеличениесрокаслужбытепловозногодизелядоследующегоремонтанатеже20…25%.Такаяэкспресс-диагностикатехническогосостояниятопливнойаппаратуры,выполняемаявмежремонтныйпериод,позволитсвоевременнообнаружитьнеисправности,например,единичнойфорсункимногоцилиндровогодизеля.Последующаязаменаилирегулировкафорсунки(раскоксовкараспылителя,притирка,подрегулировкадавлениявпрыска)позволитсэкономить50…75кгтопливаврасчетедоочередногоТОиТР.
Кафедра«Локомотивыилокомотивноехозяйство»МИИТасовместноспрофессоромМГАУЧечетомВ.А.создалилегкийпереноснойприбордлядиагностикитопливнойаппаратурытранспортныхдизелей,которыйполучилназвание«Механотестертопливнойаппаратуры»илиМТА.Устройствопрошломноголетнююапробациювполевыхусловияхнадизеляхразличногоназначенияиподтвердилоточностьдиагностикиивысокуюнадежность.Основнойидеейприбораявляетсяотсутствиеэлектронныхкомплектующихипростотаконструкции.СегодняширокоевнедрениеполучиламодификацияМТА-2.
МТА-2позволяетпроизводитьбезразборнуюоценкусостоянияфорсунок,нагнетательныхклапановиплунжерныхпар(последнеепридостаточномуровнеквалификацииобслуживающегоперсоналалокомотивногодепо).
Механотестерпредназначендляоценкитехническогосостоянияфорсунок(таблица6.2),нагнетательныхклапановиплунжерныхпартопливногонасосавысокогодавленияпритехническомобслуживаниитепловозов.
Механотестерсостоитизкорпуса,рукоятки-резервуара,манометраипереходника(рисунок6.1).Внутрикорпусаустановленыплунжернаяпара,нагнетательныйклапанипружинанагнетательногоклапана.Накорпусемеханотестераустановлендроссельныйкран,обеспечивающийсбрасываниедавленияизнагнетательнойполости.Дляудалениявоздухаизсистемытопливоподачимеханотестеранакорпусеимеетсяспециальнаяпробка.Рабочаяжидкостьзаливаетсяврукояткуиподаетсявполостьплунжернойпарычерезтрубопровод.
Таблица6.1-ТехническиехарактеристикиМТА-2
Тип | переносной,механический,универсальногоприменения |
Максимальноеусилиенарычаге,кгс | 13,7 |
Емкостьрезервуарадлятоплива,л | 0,132 |
Пределыизмерениядавлениятоплива,кгс/см2 | 0…400 |
Подачаплунжернойпары,см3 | 0,59 |
Рабочаяжидкость | дизельноетопливо |
Габаритныеразмеры,мм,неболее | 187х394х60 |
Масса,кг,неболее | 3,0 |
Механотестерпозволяетпроизвести:проверкукачествараспыливаниятоплива(рисунок6.2);оценкугидроплотностираспылителя;определениедавленияначалавпрыскиваниятоплива;оценкугидроплотностинагнетательныхклапановтопливногонасосавысокогодавления;оценкагидроплотностиплунжерныхпартопливногонасосавысокогодавления.
Длясозданияиспытательногодавлениянеобходимопривестиплунжерприпомощирукояткиввозвратно-поступательноедвижение.Приэтомподвоздействиемразряжениятопливоизрукоятки-резервуарапотрубопроводупоступаетвполостьплунжернойпарыичерезнагнетательныйклапанподаетсякпереходнику.
ВсоставмеханотестераМТА-2входят:
- механотестервсборе;
- удлинитель;
- наборнакидныхгаекнаразличныедиаметрыштуцеров;
- набортройников;
- зажим;
- техническоеописаниеиинструкцияпоэксплуатации.
Выявляемыенеисправноститопливнойаппаратуры:
Неисправностифорсунок:
- плохоекачествораспылатоплива;
- разрегулированиедавлениявпрыска,изломпружины;
- поддтеканиеиз-зазависанияиглывкорпусераспылителяинарушенияплотностипоуплотнительномупояску.
НеисправностиТНВД:
- износплунжернойпарыинагнетательногоклапана;
- заклиниваниеплунжеравгильзе;
- пропусктопливамеждусопрягаемымидеталями.
Рисунок6.1-МеханотестертопливнойаппаратурыМТА-2
1-заглушкабачка;2-ручкабачка;3-толкатель;4-тарелкапружины;5-плунжернаяпара;6-корпус;7-дроссельплунжернойпары;8-манометр;9-нагнетательныйклапан;10-гайкасоединительная;11-дроссельнагнетательногоклапана;12-штуцер;13-тарелкаклапана;14-пружинавозвратная;15-патрубоктопливоподводящий;16-ролик;17-ось;18-стопор;19-кулисавсборе.
Рисунок6.2-Проверкакачествараспыливаниятоплива
Таблица6.2-Основныеконтролируемыепараметрыфорсунокдизелейтипа5Д49
Наименованиепараметра | Величина |
Давлениеначалавпрыска ,кгс/см2 | 320±5 |
Гидроплотность,с,неменее | 3 |
Качествораспылатоплива(звучностьвпрыска) | дробящий |