Условия работы подъемных механизмов требуют наличия в них надежных устройств для удержания поднятого груза на весу, а также для плавного опускания его с регулируемой скоростью. Устройства этого рода, применяемые в краностроении, можно разбить на две группы: одни из них служат исключительно для удержания груза на весу, другие являются универсальными и используются как для удержания груза на весу, так и для регулирования скорости его опускания. К первой группе устройств относятся храповые механизмы и фрикционные остановы, ко второй – тормоза различных конструкций.
Существенным недостатком простых колодочных тормозов является одностороннее нажатие колодки на тормозной шкив, которое вызывает изгиб вала и увеличивает реакции его подшипников. Поэтому в краностроении преимущественно применяются сдвоенные колодочные тормоза, представляющие собой систему из двух простых тормозов, связанных специальным механизмом, обеспечивающим одновременное прижимание обеих колодок к тормозному шкиву и, соответственно, отход их от шкива. На рисунке 13 изображена схема одной из самых распространенных конструкций такого тормоза. Этот тормоз состоит из двух симметрично расположенных простых тормозов 1 и 2, верхние концы рычагов которых соединены тяговой 3 с винтовой стяжкой для регулирования ее длины и угловым рычагом 4; к правому шарниру этого рычага прикреплена тяга 5, шарнирно связанная с рычагом 6. Шарниры О2 и О3 в большинстве случаев совмещаются в один для упрощения конструкции тормоза.
|
|
Для того, чтобы полностью разгрузить вал тормозного шкива от поперечных усилий, нужно обеспечит равенство N1=N2. Структура же рычажной системы тормоза предопределяет равенство усилий K1 и K2. Выполнение обоих этих условий возможно только в следующих случаях:
1) при изогнутых тормозных рычагах при жестко прикрепленных колодках;
2) при прямых рычагах при шарнирно укрепленных колодках.
Расчет такого тормоза ведется следующим образом. По заданному моменту Mт и принятому диаметру шкива D.
Типоразмер тормоза подбирается следующим образом:
где Mт – тормозной момент, определяемый следующим образом:
– коэффициент равный 1410
По тормозному моменту Mт из приложения выбирается тормозной шкив и марка двухколодочного тормоза с электромагнитом.