Формальное и неформальное лидерство

Формальное лидерство – это приоритетное влияние индивида или группы лиц на членов организации, закреплённое в её нормах и правилах и основывающееся на руководящем положении и обладании властью и ресурсами.

Формальным лидером является руководитель (менеджер), пользующийся деловым и личным авторитетом в коллективе

Лидерство является одним из аспектов взаимосвязи менеджера с подчиненными. Проявляется в психологическом умении располагать их к себе, вызывать чувство доверия и симпатии.

Неформальное лидерство рассматривается как субъективная способность, готовность и способность человека взять на себя роль лидера и признание за ним права на руководство со стороны членов коллектива.

Обладая способностью оказывать влияние, лидер образует, создает и использует власть и полномочия, предоставляемые ему его подчиненными.

Неформальными лидерами могут быть работники, не занимающие административных должностей, но обладающие авторитетом и в силу деловых и личных качеств пользующиеся признанием в коллективе.

К неформальным лидерам требуется особый, иногда привилегированный подход со стороны менеджмента организации.

Роль неформального лидера непостоянна: особо важной она становится в условиях кризиса и более незаметной в обычной обстановке.

 

Влияние в коллективе

Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение, отношение, ощущение другого человека.

Формы влияния:

1. Убеждение

2. Участие сотрудников в управлении.

Влияние, оказываемое лидером, должно отвечать следующим условиям:

• оно должно быть постоянным, а не разовым или носящим кратковременный характер;

• руководящее воздействие лидера должно распространяться на всю группу (организацию);

• лидер должен иметь явный приоритет во влиянии; влияние лидера, особенно организационного,;

• оно должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.

 

Авторитет руководства

Авторитет  – высоко оцениваемые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без применения угроз или убеждения.

Авторитет основываетсяна согласии, проявляется в уважении и доверии и поддерживается с помощью различных мероприятий и ритуалов (особого выделения в группе, предоставления первенства и т.д.)

Подорвать авторитет могут люди, которые ставят под сомнение права лидера, не выражают достаточного уважения и послушания.

Авторитет подрывает и информация о неудачах.

Главное отличие авторитета от власти: авторитет не рождается и не даётся автоматически с назначением на управленческую должность. Авторитет приобретается трудом, проявлением высоких человеческих качеств, и именно в силу этого он обладает большой значимостью для окружающих.

 

Как поддерживать и восстанавливать авторитет руководителя:

1. Забота о сотруднике;

2. Самообладание руководителя;

3. Избежание двойных стандартов;

4. Сдерживание обещаний;

5. Умение исправлять свои ошибки;

6. Уважение подчиненных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: