Тема 1. Предмет психологии управления персоналом

ПЛАН:

1.1. Введение в психологию управления персоналом

1.2.Концепция управления персоналом

1.3.История развития психологии управления персоналом

 

 

Введение в психологию управления персоналом

 

Специфика сферы управления профессиональной деятельности персонала является тем, что здесь основу составляют человеческие отношения.

Это налагает ограничения на формы и методы работы. Такие задачи невозможно решить без специальных познаний в области психологии.

Человек в той или иной степени обладает определенными психологическими знаниями. Мы  строим отношения, контактируем с различными людьми, принимаем участие в разрешении конфликтов, оцениваем мнения и поступки других людей.

Руководителям и рядовым сотрудникам все чаще приходится обращаться к профессиональным психологическим познаниям.

Причинами роста требований к психологической компетентности профессионалов являются следующие:

1.Профессиональные задачи, которые связанны с  функциями специалистов  организационных уровней.

 
 2.Рост конкуренции, между организациями, и внутри организации.

  
3.Концепции правового регулирования взаимоотношений граждан и организаций, рост  обеспечения прав граждан.


Области психологии.

 

1.Роль общей психологии –  психологической дисциплины. Она позволяет сформировать представления о таких  категориях как сознание, личность, деятельность, определить связь компонентов психической деятельности

2.Социальная психология – это наука о закономерностях поведения и деятельности людей, связанных с отношениями между людьми в различных группах и сообществах. Социальная психология помогает ориентироваться в таких вопросах как психологические особенности социальных групп и их представителей.

3.Психология труда - исследует проблемы профессиональных требований к лицам, занимающимся конкретными видами трудовой деятельности, оценкой профессионально значимых свойств и качеств. Выделяются вопросы построения психологического описания профессий, проблемы профессиональной адаптации и профессиональной устойчивости, решение задач и оценки профессиональной компетентности  профессионального потенциала.

Для профессиональной работы в области управления персоналом нужны знания в области возрастной, педагогической, медицинской и юридической психологии.




Концепция управления персоналом

Раньше понятие «управление персоналом» много лет отсутствовало.Работы по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.Для выполнения таких функций  создаются отделы подготовки кадров.. Но они разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналомДля решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.Раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачирассматривались как второстепенные, сейчас при переходе к рынку они вышли на первый план, и в их решении заинтересована любая организация.Изменение экономической и политической систем несут как большие возможности, так и угрозы для каждой личности вносят значительную степеньнеопределенности в жизнь практически каждого человека. Можно выделить три фактора, оказывающие воздействия на людей: 1.Иерархическая структура предприятия  – это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения,а также контроля над материальными благами. 2.Культура управления- это вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, ценности, которые диктуют действия личности, но без  видимого принуждения. 3.Рынок – это сеть отношений, основанных на купле-продажепродукций и услуг, а также отношениях собственности, равновесии интересов  покупателя и продавца. На базе служб создаются: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда техники безопасности. В основе концепции управления персоналом организации лежит роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение  формировать эти установки  и направлять в соответствии с задачами. Управление персоналом: 1.позволяет реализовать спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям2. учитывает личностный фактор в построении системы управленияперсоналом организации.При переходе к рынку происходит отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям.Сейчас нужно изменить сознание работников к потребителю, а не только к начальнику и прибыли.Опыт отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственностиГлавную цель системы управления персоналом составляет: обеспечение  эффективное использование, а также профессиональное и социальное развитие. Аспекты концепции управления персоналом: 1.Экономический аспект – начало использования трудовых ресурсов. - Единство руководства- Строгая иерархия- Дисциплина- Подчинение индивидуального общему- Баланс между властью и её ответственностью- ОрганическийАспект состоит из двух концепций (управления персоналом предприятия иуправление человеческими ресурсами) – потребности, мотивы, а также понимание что предприятие – это собрание частей, соединенных линией управления в виде контроля. 2.Гуманистический аспект Оределение предприятия, как – гуманистического центра с присущей емуорганизационной культурой. 3. Организационная культура – это представление о цели и ценностях,данного предприятия, специфики поведения персонала и администраторов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: