Сложная структура дефекта

    К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и пр.) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и речи. В современной литературе под сложным нарушением обозначают только первичные нарушения, например, слепоглухота, а не слепоглухонемота (устарело).

    Синонимы: термин «сложное нарушение» = «сложный дефект» = «сложные аномалии развития» = «комбинированные нарушения» = «сложная структура нарушения».

    В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на 3 основные группы:

1) Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие, умственно отсталые глухие, слабослышащие с ЗПР.

2) Имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственная отсталость с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложнённом» дефекте.

3) Дети с множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребёнка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Практическая потребность в изучении таких детей, определении их образовательных потребностей и в разработке системы их реабилитации велика.

В числе первоочередных задач специальной педагогики – задача возможно более ранней диагностики сложного дефекта.

Реализация реабилитационного потенциала ребёнка со сложным дефектом существенным образом зависит от того, как содержание образования связано с жизнью ребёнка-инвалида. Для учащихся со сложным дефектом наиболее существенное значение имеет следующие содержательные области их образования: трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство), профессионально-трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка.

 

Дизонтогенез

Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма.

Лебединский предлагает выделять следующие типы нарушений психического развития:

1) Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (например, умственная отсталость). Различные психологические функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность ВПФ (мышление, речь).

2) Для задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием.

3) Для повреждённого развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Примером повреждённого развития является деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

4) Дефицитарное развитие связано с тяжёлыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведёт к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

5) Наиболее характерным примером искажённого развития является ранний детский аутизм. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием. У таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функций. Словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

6) Основной особенностью дисгармонического развития является врождённая или рано приобретённая диспропорциональность психики в её эмоционально-волевой сфере. Примером такого развития является психопатия, для которой характерны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребёнку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и само её формирование зависят от условий воспитания и окружения ребёнка.

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени. Особенностями развития психики являются необратимость изменений, их направленность, закономерный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: