Дошкольные учреждения

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-е годы. К началу 70-х годов была выстроена достаточно широкая дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах, детских домах общего назначения.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений были разработаны принципы, методы и приёмы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников:

- комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии;

- меньшая наполняемость;

- введение в штат специалистов;

- специальные программы обучения;

- перераспределение занятий между воспитателями и дефектологами;

- бесплатность.

    Принятый в 1992 году закон РФ «Об образовании» ввёл новые принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменения и в ряде правовых аспектов специального образования.

    1) ДОУ (2 – 7 лет). Дети с отклонениями в развитии принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Специальные программы. Наполняемость в зависимости от нарушения и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3). Если не могут посещать ДОУ в обычном режиме, организуются группы кратковременного пребывания. Задачи: оказать своевременную психолого-педагогическую помощь, консультационная поддержка родителей, социальная адаптация детей, формирование предпосылок учебной деятельности. Занятия индивидуальные или 2 – 3 человека в присутствии родителей.

    2) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (3 – 10 лет). Основная цель – осуществление образовательного процесса путём преемственности между дошкольным и начальным образованием: - начальная школа / детский сад; - начальная школа / детский сад компенсирующего вида; - прогимназия.

    3) Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (3 – 18 лет). Это различные центры: диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, лечебной педагогики и дифференцированного обучения и пр. Дети специфичны: с педагогической запущенностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическое и физическое насилие, покинули семью, беженцы.

    4) Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа. Для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторные школы-интернаты, детские дома и пр. В таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

    5) Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах (5 – 6 лет). Поздно выявили отклонение или не было возможности посещать специальное образовательное учреждение. Образовательная программа рассчитана на 1 – 2 года.

 

Школьные учреждения

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.

                        1-го вида – для глухих детей

    Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведёт образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (в течение 5–6 или 6–7 лет — в случае обучения в подготовительном классе);

2-я ступень — основное общее образование (в течение 5–6 лет);

3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

  Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.

Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятии речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

    В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.

  В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

2-го вида – для слабослышащих и позднооглохших

Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном и школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:

первое отделение — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

второе отделение — для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

    Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребёнка из одного отделения в другое (ребёнку трудно в первом отделении или, наоборот, ребёнок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.

  В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек, во втором отделении до 8 человек.

     В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (в первом отделении 4–5 лет, во втором отделении 5–6 или 6–7 лет);

2-я ступень — основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

3-я ступень — среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

  Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

3-го вида – для незрячих; 4-го вида – для слабовидящих

Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

   В первый класс специальной школы III вида принимают детей 6–7 лет, а иногда и 8–9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее образование. В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4).

В первый класс школы IV вида принимаются дети 6–7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное) общее образование.

5-го вида – для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Специальная школа V вида предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем составе одно или два отделения.

  В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

Во втором отделении учатся дети с тяжёлой формой заикания при нормально развитой речи.

Внутри первого и второго отделений с учетом уровня речевого развития детей могут создаваться классы (группы), включают воспитанников с однородными нарушениями речи.

Если речевое нарушение устранено, ребёнок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу.

 В первый класс принимаются дети 7–9 лет, в подготовительный — 6–7 лет. За 10–11 лет обучения в школе V вида ребенок может получить основное общее образование.

 Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказывается ребенку в процессе обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный речевой режим.

6-го вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень в выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  1-я ступень — начальное общее образование (4–5 лет);

  2-я ступень — основное общее образование (6 лет);

  3-я ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1–2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс.

Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.

В школе VI вида установлен специальный двигательный режим.

Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребёнка, его речь и познавательную деятельность в целом.

7-го вида – для детей с задержкой психического развития

Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (3–5 лет).

2-я ступень — основное общее образование (5 лет).

Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, первый и второй классы, в третий класс — в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

   Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет — в подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе VII вида в течение года. Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.

8-го вида – для детей с умственной отсталостью

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.

  Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребёнок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7–8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребёнка к школе, и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребёнка. Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6–8 человек, а в остальных классах — не более 12. Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

    Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5–6 человек.

   Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребёнок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

 Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:

   1-й уровень — в возрасте с 6 до 9 лет;

   2-й уровень — с 9 до 12 лет;

   3-й уровень — с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет. Пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями. В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями.

Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в режиме прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута, определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребёнка.

 

ЗПР

Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, компенсирующиеся под воздействием лечебных и педагогических факторов.

Предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (Лебединская), представленная 4 группами: ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.

Стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями ЦНС. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур.

Общим для всех детей с ЗПР является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приёма и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности знаний и представлений об окружающем. Низкий самоконтроль, планирование.

Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сфере проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабость учебной мотивации, преобладание игровой. Недостатки моторики, затруднения в координации движений, гиперактивность.

Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности детей с ЗПР и оказание им своевременной педагогической помощи позволяют у них выделить зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых этого же возраста.

 

ОНР

ОНР – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

    ОНР имеет разную степень выраженности. 3 уровня речевого недоразвития (Левина):

    1) 1-ый уровень речевого развития. Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована. Активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов. Одним и тем же словом могут назвать разные предметы. Отсутствуют грамматические связи между словами. Название действий в форме инфинитива или повелительного наклонения. Речь понятна лишь в конкретной ситуации. Используют мимику и жесты. Особые трудности понимания грамматических изменений слов: не различают единственное и множественное число, времена глагола, значение предлогов. Искажены ритмико-слоговая структура, звукопроизношение.

         2) 2-ой уровень речевого развития. Появляется фразовая речь, но остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Смешение падежных окончаний, употребление числа и рода глагола, некоторых предлогов и пр. В спонтанной речи употребляют разные части речи. Но словарь неполноценен. Пассивный словарь увеличивается за счёт понимания грамматических конструкций. Звукопроизношение несформировано. Затруднения в слоговой структуре. Речевая недостаточность отчётливо проявляется на уровне связного высказывания.

3) 3-ий уровень речевого развития. Появляется развёрнутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонематических отклонений. Наблюдается нарушение звукопроизношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, соноры). Трудности фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, единственного/множественного числа, словообразовании. Связное речевое высказывание отличается отсутствием последовательности, причинно-следственных отношений.

4) НВОНР (выделила Филичева). Нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры, вялая артикуляция, грамматические ошибки, недостаточный уровень лексических средств (понимание пословиц). Обнаружить НВОНР можно лишь при скрупулёзном обследовании. Не ограничиваться предъявлением 5-6 часто употребляемых слов.

 

Алалия

Алалия – системное недоразвитие речи, возникшее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде, т.е. когда ребёнок ещё не овладел речью как средством общения.

1) Моторная. Характеризуется недоразвитием экспрессивной речи. Ребёнок испытывает затруднения в построении предложений, искажает слова (переставляет и пропускает звуки и слоги), активный словарь недоразвит. Наблюдаются нарушения письменной речи.

Эффективность логопедической работы, если проводится комплексно на фоне медикаментозного и психотерапевтического высказывания. Эффективно для развития речи использование логоритмики, когда музыка, слово и движение формируют двигательную и речедвигательную деятельность, обеспечивая восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии. Важно привлечение различных анализаторов – слухового, зрительного, тактильного, в результате в сознании возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Этапы работы: воспитание речевой активности, фразовой речи, связной. Важно общение с нормально говорящими людьми.

2) Сенсорная. При сохранности слуха нарушено понимание обращённой речи, т.е. отмечается нарушение слухового гнозиса. Сенсорное нарушение характеризуется тем, что дети не могут образовывать связи между предметом и его названием.

Относительная лёгкость овладения письменной речью. Зрительное восприятие преобладает над слуховым. Глобальное чтение, а не аналитико-синтетическое (традиционное). Интеллект, как правило, снижен.

Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребёнка. Это способствует повышению восприимчивости ребёнка к звукам. Дифференциация от грубых к тонким дифференцировкам (стук по стакану, шуршание спичек). Вводится сильный речевой звук (а, р, у), а затем слог (уа, ам, ма, на), который связывается с предметом или действием. Слова, которые ребёнок учится различать первыми, должны быть непохожими ни по смыслу, ни по звучанию. Каждое слово получает двигательное, зрительное, тактильное подкрепление.

 

Афазия

Афазия – распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон.

Классификация А.Р. Лурия:

1) Сенсорная (акустико-гностическая) – афазия Вернике – нарушение восприятия речи. Поражение задних отделов верхней височной извилины левого полушария. У больных расстроено восприятие звуков речи – фонем, играющих смысло-различительную роль в языке (звонкие/глухие, мягкие/твёрдые). Обращённая речь воспринимается как шум или иностранная речь.

Восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе – к пониманию речи в целом. Планирование сохранно.

2) Акустико-мнестическая – нарушение памяти. Поражение средних и задних отделов височной области слева. Больной забывает названия предметов, имён. «Ложка – это, чем едят». Понимание речи не нарушено. Характеризуется большим количеством вербальных парафазий – замены слов, сходных по артикуляции, но различным по значению. Трудности удержания в памяти на слух серий слов, слов предложения.

Расширение слухоречевой памяти с опорой на сохранный фонематический слух, возможность чтения и письма отдельных слов, зрительная память («Назови 3 предмета из 5»), работа по схемам – планирование, автоматизированные ряды, соотнесение предмета с его категорией (обувь, овощи).

3) Моторная афазия афферентного типа – утрата всех видов устной речи – спонтанной, автоматизированной, повторение слов, называние показываемых предметов. Особенно грубо нарушена артикуляция звуков. Страдает чтение и письмо. Поражение нижних отделов постцентральной зоны мозга.

Восстановление артикуляционных схем отдельных звуков и, следовательно, устранение литеральных парафазий, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков. Работа с надстрочными знаками к артикуляционным укладам.

4) Моторная афазия эфферентного типа – расстройство переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Поражение нижних заднелобных отделов левого полушария. Артикуляция отдельных звуков сохранна. Нарушена фразовая речь. Сохранна автоматизированная речь. Страдает чтение и письмо. Наблюдается «телеграфный стиль» - в речи используют существительные, глаголы отсутствуют.

Восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов, выстраивание внутренней фразы. Договаривание пословиц, составление предложений по схеме, провокация ответа (да, нет, не буду…).

5) Моторная динамическая – распад внутренней речи. Очаг поражения в левом полушарии кпереди и выше зоны Брока. Односложные ответы. Повтор слова вопроса. Отсутствует речевая инициатива. Свободно читает и пишет под диктовку, но не может пересказать, т.к. не улавливает смысл.

Стимулирование диалогической речи, тексты по опорным словам, серии картинок, пересказы.

6) Семантическая – трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно пространственные отношения. Поражена теменно-затылочная область.

Смысл пословиц, многозначность.

 

Дизартрия

Дизартрия – расстройство артикуляции речи, обусловленное параличом мышц речедвигательного аппарата в результате поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепных нервов или их ядер, располагающихся в нижних отделах продолговатого мозга.

1) Псевдобульбарная (центральная) дизартрия. Симптомы центрального паралича. Возникает в результате двустороннего поражения на любом участке пирамидального пути от коры головного мозга к ядрам нервов. Страдает двигательный нейрон. Страдают активные произвольные движения. Всегда двустороннее. Симптоматика: язык лежит комком, оттянут кзади. Движения в сторону общей массой. Нет движения кончика языка. Отклонение языка от средней линии. Высокий тонус скелетных мышц. Дыхание поверхностное. Непроизвольные движения сохранны, а произвольных нет. Голос затухающий. Гортань и мягкое нёбо подтянуты кверху. Рвотный рефлекс повышен – гиперрефлексия. Саливации в покое нет. Произношение всех звуков отодвинуто кзади.

2) Бульбарная (периферическая). Симптомы вялого периферического паралича. Страдает периферический нейрон. Симптоматика: лицо анемично. Язык лежит на дне полости рта. Мягкое нёбо провисает. Нарушение глотания. При высовывании язык уходит в нерабочую сторону. Голос недостаточно мелодичен. Отсутствуют звонкие согласные. Звук [р] – горловой. Рвотный рефлекс опущен – арефлексия. Гиперсаливация. Звуки призубные, межзубные. Принцип минимализации движений.

3) Подкорковая. Поражены подкорковые ядра. Симптомы зависят от того, какие ядра страдают больше. 1. Дистония – изменение мышечного тонуса, нарушение сохранности мышечного тонуса. Общее беспокойство, речь прерывиста, нарушение ритма и темпа речи. Нет постоянных артикуляционных замен. В спокойном состоянии речь разборчива. 2. Гиперкинезы – характерно как для речевой мускулатуры, так и для скелетных мышц. Появляются насильственные выкрики и стоны. Дисфония – трудности подключения голоса. Нарушение просодики. 3. Эмоционально-двигательные реакции.

4) Мозжечковая. Три функции мозжечка: координация движений, регуляция мышечного тонуса, сохранение равновесия. Нарушение координации движений: асинхронность артикуляции, фонации. Речь прерывиста, толчкообразна, замедлена. Темп постоянный, голос монотонный, необоснованные паузы, с трудом удерживает артикуляционный уклад. Нет точности движения языка. Тремор кончика. Нарушение равновесия: статическая атаксия – руки в сторону, глаза закрыты, начинает покачиваться из стороны в сторону. Динамическая атаксия – «пьяная» походка. Гиперметрия – излишность движений. Дизметрия –неравномерность движений.

5) Корковая. Расстройство устной речи целиком. Проявления афазии и алалии. Афферентная (кинестетическая) – ведущим синдромом является апраксия – нет ощущений движений (поиск позы, нечёткая артикуляция). Эфферентная (кинетическая) – недостаточность динамического праксиса. Ведущий синдром – нарушение серийности движений.

 

Дисграфия

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.

Наиболее обоснованной является классификация, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма (Лалаева):

1) Артикуляторно-акустическая. Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как произносит.

2) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая дисграфия). Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение в норме.

3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом является нарушение форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов (предлогов), в раздельном (приставок и корня). Наиболее распространёнными являются ошибки искажения звуко-буквенной структуры слова: пропуски согласных при стечении (дожи – дожди), пропуски гласных, перестановка букв (кулка – кукла), добавление букв (весная), пропуски/перестановки/добавления слогов.

4) Аграмматическая. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.

5) Оптическая. Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Наблюдаются искажения букв на письме, замены и смешение графически сходных букв, зеркальное письмо.

 

Дислексия

Дислексия — это частичное на­рушение процесса чтения, проявляющееся в стой­ких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психиче­ских функций, участвующих в процессе чтения.

С учётом несформированности высших психических функций и операций процесса чтения выделяются следующие виды дислексии (Р.И.Лалаева): фонематическая, аграмматическая, семантическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых детей).

Фонематическая дислексия. Этот вид нарушений чтения наиболее распространен у младших школьников.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. В связи с этим выделяются две формы фонематической дислексии.

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении,
в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

Чаще всего ребёнок с этой формой фонематиче­ской дислексии смешивает на слух звуки, отлича­ющиеся одним смыслоразличительным признаком (б-п, ц-с, с-ш, ч-щ и др.). Следствием этого является неусвоение и смеше­ние соответствующих букв.

Вторая форма фонематической дислексии свя­зана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

Нарушение формирования фонематического ана­лиза проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова. Особенно многочисленными при этой форме дислексии являются искажения звукослоговой структуры слова: пропуски соглас­ных при их стечении (слесть — «леть»), вставки гласных между соглас­ными (таскали — «тасакали»), перестановки звуков (арбуз — «рабуз»), пропуски, перестанов­ки слогов (канава — «кавана») и др.

Аграмматическая дислексия. Этот вид дислек­сии наблюдается на аналитико-синтетическом и синтетическом этапе формирования навыка чте­ния. Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении, преимущественно мор­фологических и морфосинтаксических, в наруше­нии согласования, управления. В процессе чтения ребенок, страдающий этой формой дислексии, не­правильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Например: изменение падежных окончаний существи­тельных («открыл форточка», «из-под листьях», «у товарищах»); изменение числа имени существительного, местоимения (вместо письма — письмо, вмес­то космонавт — космонавты); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения («сказка интересное», «детей весёлую», «наш ракета», «такая день»); изменение окончаний глаголов 3 лица прошед­шего времени («это был страна», «промчался машина», «была день», вместо не хотелось — не хотели); изменение формы, времени и вида глаголов («облетел хочу», «гуляла не пошла», вместо объявили — объявляли).

Аграмматизмы при чтении обусловлены несформированностью морфологических обобщений, трудностью дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткостью представлений о синтаксической структуре пред­ложения. Известно, что в процессе чтения и пони­мания прочитанного большую роль играет смысловая догадка. Неточность представлений о связях слов в предложении приводит к тому, что ребенок, читая по догадке, искажает морфологическую структуру слов и структуру предложения.

Семантическая дислексия (механическое чте­ние). Эта форма дислексии проявляется в наруше­нии понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Нарушение понимания прочитанного слова обус­ловлено, как правило, недоразвитием звукослогового синтеза. Слово, прочитанное по слогам, — это искусственно разделенное на части слово. Оно от­личается от слитно произнесенного слова, привыч­но звучащего слова устной речи. Поэтому ребенок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своем представ­лении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова. Это приводит к тому, что ребенок чи­тает механически, не понимая смысла той инфор­мации, которую он расшифровывает.

Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной стороны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой — несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грам­матических обобщений. В связи с этим ребенок с этой формой дислексии часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает свя­зи между словами в предложении. Вследствие это­го ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.

Оптическая дислексия. Этот вид дислексии про­является в заменах и смешениях графически сход­ных букв при чтении. Чаще всего дети плохо диф­ференцируют две группы графически сходных букв: а) буквы, отличающиеся лишь одним элементом (в-з, д-л, ь-ъ и др.); б) буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно располо­женные в пространстве (т-г, р-ь, х-к, п-н-и и др.).

При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и син­теза, пространственных представлений. Наруше­ния процесса чтения сопровождаются большими трудностями рисования, конструирования. В про­цессе рисования и конструирования у детей час­то наблюдаются неточности, искажения, которые проявляются: а) в упрощении фигур, уменьше­нии количества элементов; б) неправильном про­странственном расположении элементов по срав­нению с образцом.

Выделяют литеральную и вербальную оптиче­скую дислексию. При литеральной оптической дис­лексии наблюдаются нарушения узнавания изоли­рованных букв. При вербальной дислексии узнава­ние изолированных букв не вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при чтении слов.

Мнестическая дислексия. Мнестическая дис­лексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. В про­цессе чтения у детей наблюдаются недифференцированные замены букв. Трудности возникают у детей уже на начальном этапе овладения чте­нием, на этапе овладения звукобуквенными обо­значениями.

 


Дислалия

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

1) Механическая (органическая) дислалия. Аномалии строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твёрдого нёба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Данный дефект затрудняет нормальное произношение звуков речи.

2) Функциональная дислалия. Особенности речевого восприятия: сюсюканье, неправильное произношение взрослых, педагогическая запущенность, незрелость фонематического восприятия, смешение звуков двух языков.

В логопедической практике нарушения произношения носят следующие названия:

- сигматизм – недостаток произношения свистящих и шипящих;

- ротацизм – недостаток произношения звуков [р], [р`];

- ламбдацизм – [л], [л`];

- йотацизм – [й];

- дефекты произношения средне- и заднеязычных [к], [к`], [г], [г`], [х], [х`], [й];

- дефекты смягчения и твёрдости;

- дефекты озвончения и оглушения.

    1) Простая (мономорфная) дислалия. Нарушен либо один звук, либо однородные по артикуляции звуки.

    2) Сложная (полиморфная) дислалия. Дефектно произносятся звуки разных групп.

 

Нарушения голоса

Нарушения голоса – это различные состояния голосового аппарата, которые не обеспечивают полноценного речевого общения, т.е. не обладают достаточной высотой, модуляцией, громкостью, не соответствуют полу, размерам тела, возрасту и вызывают неприятные слуховые ощущения.

По характеру нарушения голосовые расстройства делятся на функциональные и органические.

1) Функциональные – расстройства, носящие временный характер.

Гипертонусная дисфония (гиперкинетическая) – возникает при большой голосовой нагрузке и неправильной голосоподачи. Повышенный мышечный тонус голосовых складок. Голос резкий.

Гипотонусная дисфония – снижение мышечного тонуса голосовых складок в виде постоянной щели овальной формы. Основная причина – голосовая нагрузка на фоне воспалительного процесса. Параметры голоса могут не изменяться, но переутомление и нехватка воздуха.

    Спастическая дисфония – проявляется в виде асинхронности дыхания, фонации и артикуляции. Голос монотонный, низкий, сопровождается движениями шеи и плеч, гримасами.

    Фонастения – нарушение голоса без видимых изменений голосового аппарата. Проявляется в дискоординации всех 4 отделов голосового аппарата: энергетического, голосообразующего, резонаторного, артикуляционного. Сопровождается ощущением инородного тела, невозможностью владеть голосом. Профессиональное нарушение.

    2) Органические – расстройства, связанные с изменениями структуры органа или ткани.

    Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани. Ощущение сухости, гортанный кашель, дисфония.

    Кровоизлияние – чаще возникает на одной складке в результате сильного крика или кашля, твёрдой атаки.

    Монохордит – стойкое одностороннее поражение голосовых складок, которое проявляется в виде нарушения подвижности в сочетании с воспалительным процессом.

    Профессиональный трахеит – возникает при неправильном захвате дыхания.

    Нарушения подвижности гортани – возникают в результате нейрогенных и миогенных парезов и параличей, которые затрагивают всю ЦНС и отдельные нервы, обеспечивающие подвижность гортани. Причины: термические и химические ожоги, механические повреждения.

    Образования гортани: «узелки крикунов» (в связи с перенагрузкой голоса), ангиома (сосудистая опухоль), киста (округлая опухоль с гладкой поверхностью), фиброма (волокнистая опухоль), папиллома (соединительно-тканная).

    Основная цель коррекционной работы – преодоление патологического способа голосоведения. Этапы:

1) Подготовительный – формирование сознательного отношения, развитие физиологического дыхания.

2) Основной – ликвидация патологического способа голосоведения; постановка и развитие дыхания; отбор базовых звуков и формирование начальных навыков голосоведения.

3) Заключительный – развитие навыков голосоведения в условиях разного речевого материала, вокал.

Профилактика – массаж гортани, полоскания ротоглотки, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления и снятия напряжения с гортанно-глоточных мышц (цоканье, зевание).

    Методики: Ивановского, Лавровой, Панченко, Алмазовой.

 

Ринолалия

         Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

    В зависимости от нарушения тембра голоса выделяют 3 формы ринолалии:

    1) Открытая. Характеризуется усилением носового резонирования при произношении всех звуков. Наиболее страдают [и], [у], шипящие, щелевые, взрывные.

    2) Закрытая. Возникает при гиперфункции мягкого нёба, когда патологически усилено ротовое резонирование. Носовые звуки приобретают ротовой характер. Страдает общая внятность.

    3) Смешанная. Возникает при патологически уменьшенном носовом резонансе с одновременной утечкой воздуха через нос. Изменяется тембр всех звуков.

    Большое значение имеет система логопедической работы,  разработанной Ипполитовой. Принципы работы:

1. В основу методики положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Это позволяет на первых занятиях получить правильные звуки речи.

3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. Поэтому необходимо формировать правильное произношение всех звуков заново.

4. Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы.

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Тренируются движения, необходимые для определённого звука.

6. При вызывании звука внимание ребёнка направленно на его артикулему. Не следует фиксировать внимание на звуке с привлечением слухового контроля.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом, а не родителями дома.

 

 

Специально для «Логопеды.ru»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: