Фрагмент урока драматургического произведения
С.Я. Маршака сказка-пьеса «Двенадцать месяцев»(3 класс)
Тема: Драматургическое произведение С.Я. Маршака сказка-пьеса «Двенадцать месяцев».
Цель урока: обучение анализу драматургического произведения.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать представление о драматургическом роде литературы.
-Формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;
-Совершенствовать умение делить произведение на части;
-Формировать умение выразительно читать произведения по ролям.
Развивающие:
Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-Развивать зрительное и слуховое восприятие и память;
-Пополнять словарный запас.
-Развивать навыки связного высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать сопереживание, сочувствие к другим людям.
Воспитывать навыки коллективного труда и личной ответственности;
Ход урока:
Беседа о произведениях С.Я. Маршака
Ребята, произведения С.Я. Маршака знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал.
|
|
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Но прежде чем приступить к изучению этого произведения обратимся к биографии писателя.
Ø Слово о жизни и творчестве писателя.
Ø Работа над понятием «драматургическое произведение».
Основная часть
Ø Словарно – лексическая работа.
Падчерица - неродная дочь;
Мачеха – неродная мать;
Не гневайся – не сердись;
Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
Посох – длинная, толстая палка с заостренным концом.
Ø Первичное чтение. (читает учитель)
Ø Проверка первичного восприятия.
Сколько действующих лиц в сказке? Назовите их.
С какой целью мачеха отправила падчерицу в лес?
Почему братья – месяцы помогли падчерице?
Было ли вам кого – ни будь жалко? Почему?
Какие чувства сказка-пьеса вызвала у вас?
Ø Вторичное чтение и анализ произведения.
Ø Чтение по ролям.
Ø Работа по содержанию.
Ø Первая часть - Жизнь в доме мачехи.
Ø - В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?
Ø - С чего началась сказка, что случилось в горной стране Богемии?
Ø - Где жила девочка?
Ø - Кем она приходилась мачехе?
Ø - Счастлива ли она была в этой семье?
Ø - Почему?
Ø - Как можно озаглавить первую часть? (на доске появляется запись)
Вторая часть – В зимний лес за цветами.
- Куда отправляет мачеха падчерицу?
-Для чего понадобились подснежники зимой?- Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?
- Почему?
|
|
- Что можно сказать о поступке мачехи?
- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?
- Могла ли она просто вернуться домой?
- Почему?
- Как озаглавили вторую часть? (на доске появляется запись)
Итог урока.
Ø Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
Ø Ребята, как называется произведение, предназначенное для постановки на сцене?
Ø Почему это пьеса – сказка?
Ø Кого вы осуждаете в сказке? За что?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Составьте план урока по изучению литературно-критической статьи (класс и статья - по выбору).
Тема: Изучение литературно-критической статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»
Цели: изучить литературно - критическую статью.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить учащихся с литературно-критической статьей И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;
· Обучить навыкам конспектирования;
· Углубить восприятие учениками произведения Грибоедова «Горе от ума»
Развивающие:
· Развивать умение самостоятельно работать с критическими материалами (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения);
· Совершенствовать умения и навыки, связанные с анализом текста;
Воспитательные:
· Воспитывать коллективную ответственность, взаимопомощь;
Оборудование: Статья Гончарова «Мильон терзаний»;Распечатки с заданием на столах у детей;Мультимедиа проектор;
План урока
1. Орг.момент.(Приветствие)
2. Слово об авторе(Биография автора)
3.Объявление темы («Критическая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний»)
4. Беседа
5. Объяснение задания(У каждой группы на столах распечатка с заданием, в котором указан тезис, требующий доказательства)
6. Проверка задания(Учитель спрашивает каждую группу. Результаты самостоятельной работы учеников отображаются в презентации).
7. Итог
Конспект урока:
Орг.момент.
У: «Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о И.А. Гончарове и его статье «Мильон терзаний».
У: «Ребята, мы с вами завершили чтение комедии Грибоедова «Горе от ума». На дом вам было задано прочитать критическую статью в учебнике Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний».
Слово об авторе
У: «Иван Александрович Гончаров - русский писатель, автор таких произведений как «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. За свою жизнь Гончаров написал несколько очерков. В историю русской литературной критики прочно вошли его этюды. Один из которых мы сегодня и разберем на уроке. Статья «Мильон терзаний» написана в 1872г. и посвящена произведению «Горе от ума» Грибоедова. Критический этюд Гончарова был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы».
3.Объявление темы
Наша с вами сегодня задача составить план этой статьи и обучиться навыкам конспектирования.
У: «Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока «Критическая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Мы с вами детально разберем критический этюд Гончарова, а для этого давайте начертим таблицу в две колонки. Первая колонка называется «тезис».
Беседа
У: «Ребята, что такое тезис?»
Д: «Это положение, точка зрения, которую требуется доказать.»
У: «С помощью чего можно доказать свою точку зрения?»
Д: «С помощью аргументов. Т.е. аргумент-это утверждения, приводимые в подтверждение тезиса.»
У: «Как будет называться вторая наша колонка?»
Объяснение задания
У: «Итак, вы разделились на группы. У каждой группы на столах распечатка с заданием, в котором указан тезис, требующий доказательства. Свои аргументы вы должны приводить, цитируя статью Гончарова «Мильон терзаний». Работу выполняйте самостоятельно в группах. Результаты запишите в таблицу.
|
|
Проверка задания
Учитель спрашивает каждую группу. Результаты самостоятельной работы учеников отображаются в презентации.
У: «Первая группа работала с тезисом «Чацкий-человек ума и чувства». Какие аргументы вы подобрали в защиту своего тезиса?»
Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.
У: «Вторая группа работала с тезисом «Идеал Чацкого (требования)». Какие аргументы вы нашли из статьи Гончарова «Мильон терзаний?»
Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.
У: «Третья группа работала с тезисом «Один в поле воин, если он Чацкий». Давайте посмотрим какие аргументы вы нашли?»
Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.
У: «У четвертой группы был тезис «Последствия «Мильона терзаний» Чацкого». Какие аргументы вы подобрали в защиту, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»?
Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.
У: «Пятая группа работала с тезисом «Мильон терзаний» Софьи». Давайте проверим, какие вы подобрали аргументы?»
Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.
У: «И, наконец, у шестой группы был тезис «Живучесть роли Чацкого». Давайте проверим, как справились с заданием ребята»
Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.
У: «Ребята, вы подробно разобрали статью. Давайте теперь попробуем разобраться с точкой зрения Гончарова на комедию «Горе от ума».
У: «На какие микротемы можно разделить статью?»
Д: «Чацкий и Софья»
У: «Каждому из них достается свой «мильон терзаний». В чем видит гончаров «Мильон терзаний» Софьи? Объясните своими словами.»
Д: «В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она страстная натура. Человек живого ума. Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Как говорит И.А.Гончаров, «… Она загублена в духоте … ей … тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого…» В этом и есть её «мильон терзаний»
|
|
У: «Главную роль в комедии Грибоедов отводит не Софьи, а Чацкому. Что же, по мнению, Гончарова послужило мотивом, поводом к «мильону терзаний» этого героя?»
Д: «Неприятие его фамусовским обществом. Отсутствие ответного чувства Софьи-всё это изматывает его. (В результате для него и складывается свой «мильон терзаний»).»
У: «Каковы же последствия этого «мильона терзаний» Чацкого по мнению Гончарова?»
Д: «Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи. В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.»
7.Итог:
Ребята, так «победитель или побежденный» Чацкий по мнению Гончарова?
Согласны ли вы с мнением Гончарова? Аргументируй свою точку зрения.
Над этим вопросом я предлагаю подумать вам дома и написать сочинение на тему Чацкий – «победитель или побежденный»?
Составьте план урока – изучение обзорной темы (класс и тема - по выбору).
Тема: «Малые жанры фольклора». (1 класс).
Ход урока.
I. Вводная часть.
Приветствие учеников.
Урок начинается с того, что логопед читает детям какое-либо произведение из жанра малого фольклора и детям необходимо ответить, что это - загадка, пословица, поговорка или потешка. В случае, если дети называют неправильно, то логопед сам называет что это.
После это логопед объединяет все эти произведения и говорит как их можно назвать – малые жанры фольклора.
II. Основная часть.
1. Логопед, показывая на доске названия всех жанров малого фольклора рассказывает про его историю, кем он был придуман, что он представляет из себя, что в себя включает и говорит про особенности каждого жанра вкратце.
2. После того, как логопедом было рассказано про фольклор, предлагается каждому ребенку сказать, какой жанр он запомнил больше всего и обосновать почему.
3. Каждому ученику предлагается индивидуальное задание: необходимо найти в учебнике определенный жанр малого фольклора (какой скажет логопед) и прочитать всему классу, и остальным ученикам необходимо догадаться, что было прочитано.
4. Работа у доски. Ученик индивидуально вызывается к доске и необходимо распределить определенное произведение к определенному жанру и сказать то, что получилось полным связным предложением.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:
С какими жанрами мы сегодня познакомились?
Кто является их авторами? Один человек или народ?
Есть ли у них отличительные особенности?
Какие на ваш взгляд простые, а какие – сложные? (обосновать почему)
Домашняя работа: подготовить на следующий урок по несколько загадок и одну из них выучить наизусть.