Смоделируйте фрагмент урока комментированного чтения литературного произведения (класс и произведение – по выбору)

Комментированное чтение – это чтение с пояснением текста. Поскольку слишком пространное объяснение содержания произведения при чтении может уменьшить интерес к нему школьников, учитель должен так организовать работу с текстом, чтобы все этапы явились комментированием.

Комментируем мы на вступительных занятиях, когда характеризуем эпоху, говорим об истории создания, фактах биографии, объясняем новые слова, рассматривая картины, отражающие особенности быта, нормы и правила; таким образом, сведения, сообщаемые на вступительном занятии, разъясняют произведение.

Текст комментируется и в момент первого чтения, когда учитель пользуется в основном средствами голоса, небольшими попутными замечаниями или прерывает чтение и задает учащимся вопросы. Например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читается по частям. Перед чтением главы учитель говорит, что глава начинается с размышления Онегина на пути к больному дяде (объяснение о чем), послушайте эту часть. После чтения ставятся следующие вопросы:

– Почему Пушкин именно так начинает роман?

– Каким представляется вам Евгений Онегин из прочитанного монолога?

Затем идет краткое уточнение ответов учащихся учителем. Часто учителю приходится проводить комментированное чтение драматических произведений. В этом случае следует решить, что является ведущим: объяснение или выразительное чтение. Если учитель в качестве основы выбирает объяснение, то это лекция, богато украшенная цитатами, которые не должны быть длинными, иначе слушатель, увлекшись текстом, перестает следить за логикой мысли рассказчика. Если же в основу положено выразительное чтение, то объяснение здесь – краткие замечания по ходу действия.

При чтении объемного многопланового произведения полезна работа с карточками – двойной листок, где фиксируется «рабочий материал» (факты, детали, ключевые слова и фразы, сцены, эпизоды, цитаты).

Составьте план урока подготовки к сочинению (класс и произведение - по выбору).

Ход урока (5 кл.)

1.Организационный этап.

Организация работы учащихся.

Мотивация учащихся.

Определение темы и целей урока

Чтение и обсуждение записи на доске:

“Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного …” А.С.Пушкин (Произведение Чедаеву).

-Какое слово завершает фразу поэта?

Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

-Эта цитата взята из высказываний о дружбе, принесенных вашей одноклассницей.

Вы уже знаете, что сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению.

Вы приготовили фотографии своих друзей, высказывания великих людей, пословицы, а теперь назовите тему, на которую мы будем рассуждать.

- Запишем заголовок работы: что такое настоящая дружба?

-Что же должно стать результатом урока?

2.Актуализация знаний.

-Давайте подумаем над заголовком? Скажите, а что такое дружба?

Обратите внимание на слово “рассуждение”.Что оно значит?

Рассуждение-тип речи…

Задание.

- Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом “дружба”?

Запишем их на доске в рабочий словарь и в черновики.

Создается словарь для работы над темой.

Повторяется орфография записанных слов.

Словарь: радость, преданность, верность, доброта, отзывчивость, надежность, помощь, поддержка, сопереживание, забота, доверие, счастье, настоящий, старый, проверенный, равенство и т.д.

3.Работа над содержанием сочинения.

Словарная работа.

Задание.

- Почему вы связываете слова: дружба и поддержка, дружба и равенство…?

-Посмотрите, какое это емкое слово-дружба. Как мы можем начать свое сочинение о ней?

Озаглавим первый пункт плана.

-Дружба - прекрасное чувство, но легко ли дружить? Докажите свое мнение.

-Какие слова в нашем словаре показывают, что дружба требует от человека и усилий. Почему дружить - непростое дело?

Подготовка фрагмента сочинения.

Задание по рядам. Карточка 1

Как вы понимаете высказывание на карточке. Согласны ли вы с ним? Почему? Напишите в черновике.

1 ряд.

Сердечный друг не родится вдруг.

Русская пословица.

2 ряд.

Война испытывает храбреца, гнев – мудреца, нужда – друга. (Народная мудрость)

3 ряд.

Дружба - взаимное эхо: она дает столько, сколько берет.

Александр Иванович Герцен.

Работа в черновиках.

Надо отметить, что исторически слово дружба связано со словом дружина, то есть друг-это верный товарищ на войне. (Этимологический словарь русского языка.)

Проверка написанного

-Озаглавим следующий пункт (2) плана нашего сочинения. Нам поможет выбрать заголовок карточка 2.(Нет друга - ищи, а нашел – береги)

Карточка 2.

1.Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

2.Друг за друга держаться – ничего не бояться.

3.Был бы друг, найдется и досуг.

4.Нет друга – ищи, а нашел – береги.

5.Лжей – всегда неверный друг.

6.Приятелей много, а друга нет.

-Итак, в следующей части сочинения речь пойдет о том. Что настоящих друзей немного. Как мы озаглавим эту часть работы? Обратимся к карточке 2.(Приятелей много, а друга нет)

Обсуждение ситуации.

Учитель предлагает ситуацию для обсуждения.

Никита не пришел на дежурство. Миша, ответственный за дежурство в классе, сказал:

-Почему ты не пришел дежурить? Ты меня подвел.

Никита ответил:

-Ты же мне друг. Девчонки все равно завтра уберут. Не занудничай. Забыл, как я за тебя заступаюсь, когда Тимка лезет драться?

Вопросы для обсуждения.

Кто прав? Как бы вы поступили на месте Миши? Какие слова из нашего словаря забыл Никита?

Свое мнение по поводу ситуации вы изложите в следующей части. Заголовок можно найти на карточке 2.(Лжец - всегда неверный друг)

4.Обобщение и систематизация

Подведение итога урока. Осмысление всего, что узнали, в единое целое.

-Давайте закончим свою работу пожеланием всем тем, кто хочет дружить.

Напишите эти пожелания на листах, которые пойдут по рядам. Потом эти пожелания войдут в нашу презентацию, которую мы вместе сделали.

Ученики пишут на листах пожелания всем, кто хочет дружить.

5.Информация о домашнем задании

Дается задание - написать, пользуясь материалами урока (черновиком, карточками), сочинение на указанную тему.

-Последний пункт плана содержит вывод, его вы озаглавите сами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: