Смоделируйте фрагмент урока анализа эпического произведения (класс и произведение – по выбору)

Тема: «На заставе». А. Л. Барто.

Цель: знакомство с эпическим стихотворным произведением.

Задачи:

образовательные:

− вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

− познакомить с творчеством А. Л. Барто.

развивающие:

− сформировать представление об эпическом произведении;

− научить анализировать эпическое стихотворное произведение;

− сформировать навык выразительного чтения.

воспитательные:

− научить ответственно относиться к выполнению поставленных заданий.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: знакомство учителем учеников с творчеством А. Л. Барто и с самим автором.

II. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: чтение произведения каждым учеником по очереди, читают по два четверостишья.

Проверка первичного восприятия:

Ученикам предлагается ответить на 2 вопроса: о чем говорится в данном произведении? Кто главный герой в произведении?

Вторичное чтение и анализ произведения:

ученикам предлагается проанализировать следующие части текста и словесно нарисовать свое представление:

Лесная застава... Приземистый дом. Высокие сосны за тёмным окном... В тот дом ненадолго спускаются сны, В том доме винтовки стоят у стены. Здесь рядом граница, чужая земля, Здесь рядом не наши леса и поля. А лес не пускает, Встречает в штыки, Колючих кустов Выставляет полки.
Кольцом окружить, Перерезать пути! Живым на заставу Врага привести. Горит на заставе Ночной огонёк. Начальник не спит, Ни на час не прилёг.

Вторичное восприятие произведения: выразительное чтение каждым учеником любого фрагмента произведения.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя по пройденному уроку.

Домашнее задание: подготовка к пересказу произведения.

Составьте план анализа урока литературы.

План анализа урока литературы

1. Класс. Тема урока. Фамилия, имя, отчество учителя.
2. Место урока в системе уроков по данной теме.
3. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Наличие целевых установок на каждом этапе урока.
4.. Тип урока, его вид, структура. Реальное воплощение методического замысла, соответствие урока его целям, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся.
5. Теоретический, содержательный уровень урока:
- научность материала;
- пути, методы и приемы анализа художественного произведения, его системы образов, средств художественной выразительности, мастерства писателя;
- глубина раскрытия темы, проблематики произведения;
- нравственно-эстетический аспект урока;
- организация записей: схемы, планы и т.д.;
- формулировка вопросов и выводов.
6. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:
- реализация всех звеньев процесса обучения;
- преподавание на высоком уровне;
- осознанность процесса обучения;
- опора на выполнение учащимися определенного задания;
- эмоциональный характер обучения, приемы эмоционального воздействия;
- организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подходы, оценка знаний.
7. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:
- объем самостоятельной творческой работы на уроке;
- умения применять знания в новой ситуации;
- применение на уроке диалога и полилога;
- приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности;
- развитие речи учащихся, умения формулировать самостоятельные выводы.
8. Домашнее задание:
- объяснение, объем, технология выполнения;
- дифференцированность домашнего задания;
- наличие проблемности, творчества;
- опора на инициативу учащихся.
9. Методическое и педагогическое мастерство учителя:
- умение анализировать художественный текст;
- умение вести эвристическую беседу;
- образность и выразительность речи; создание на уроке творческой атмосферы.
- 10. Общая оценка урока:
- реализация основных целевых установок;
- методические и педагогические находки учителя;
- эстетичность урока;
- философский и духовный потенциал урока;
- оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя.







































Смоделируйте проблемную ситуацию, возникшую при изучении драматургического произведения (класс и произведение – по выбору).

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Тема: «Каменный гость». А. С. Пушкин (8 класс).

Цель: обучениепоиску проблемной ситуации при композиционном разборе текста.

Задачи:

образовательные:

− вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

− сформировать представление о композиционном составе текста;

− научить разделять текст на смысловые части;

− научить выделять проблемную ситуацию в тексте.

развивающие:

− развивать связную речь;

− развивать зрительное и слуховое восприятие;

− научить выделять задумку автора произведения;

− сформировать навык выразительного чтения.

воспитательные:

− сформировать умение ответственно относиться к выполнению поставленных заданий;

− воспитать любовь к литературному творчеству.

Ход урока.

IV. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: ученикам предлагается беседа на тему драматических произведений:

Что такое драма?

Драма - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт.

Какие особенности жанра драмы? И др.

После беседы детям предлагается познакомиться с произведением А. С. Пушкина «Каменный гость» (рассказывается о самом произведении, когда было написано, при каких условиях).

V. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: логопед разделяет учеников на роли для прочтения произведения (пьесы). Каждому ученику необходимо прочитать свою роль с выражением.

Проверка первичного восприятия: ученикам задаются вопросы:

Как вы поняли, о чем говорится в произведении? Почему данное произведение является пьесой?

После ответов на вопросы ученикам предлагается поговорить на тему того, что такое проблемная ситуация произведения, как ее можно распознать, какая она может быть в таком жанре, как драма, и, в частности, в данном произведении.

Вторичное чтение и анализ произведения:

Ученикам предлагается вторично ознакомиться с произведением посредством прочтение произведения самостоятельно про себя. После прочтения предлагается написать на уроке мини-сочинение по поиску проблемной ситуации в произведении А. С. Пушкина и каким путем можно ее решить.

Проблемная ситуация: Дон Жуан и его взаимосвязь с А. С. Пушкиным.

Вторичное восприятие произведения:

После самостоятельной работы учеников им предлагается обсудить всем вместе ту работу, которая была проделана и какие результаты у них получились.

VI. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

О каком произведении говорилось на уроке?

Какого оно жанра? В чем его особенность?

Как вы поняли что такое проблемная ситуация и в чем ее особенность для произведения данного жанра?

Домашняя работа: подготовка к выразительному чтению на оценку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: