Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Обращение к краеведческому материалу на основе художественных произведений литературы и искусства способствует формированию уважения к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Одним из средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов является сказка, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят — народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок». В сказке существуют две нравственные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что ему более близко и понятно, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности- актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. Участие детей в народных праздниках и обрядах, когда они включаются в различные виды игровой деятельности, способствуют воспитанию их в духе гуманистических идеалов, как носителей нравственно-эстетической культуры.
При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с её многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. художественная литература включает информацию о родном крае, культуре народа, что побуждает детей наблюдать, размышлять и рассуждать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: