Система РО Л.В. Занкова

Занков Леонид Владимирович (1901-1977)-педагог и психолог, академик, экспериментально подтвердил свою модель развивающего образования. Системы развивающего обучения по Занкову можно давать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Целевые ориентации:

- высокое общее развитие личности

- создание основы для всестороннего гармонического развития

Гипотезы Занкова

Развитие Занков принимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики-ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и подвергает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и яв-ся его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП). В процессе обучения возникают не ЗУН, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные (познавательные) структуры – это субстракт умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно – смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Когнитивные структуры и есть та сущность которая развивается с возрастом и в процессе обучения.

Сложные структуры создаются из более простых, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. Для наиболее эффективности Занков разработал дидактические принципы РО:

§ Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы

§ Системность и целостность содержания

§ Ведущая роль теоретических знаний

§ Обучение на высоком уроне трудности

§ Быстрый темп обучения

§ Осознание ребенком процесса учения

§ Включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы

§ Проблематизация содержания

§ Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход

§ Работа над развитием всех детей

Особенности содержания

Во внимание берется не только классная, но внеклассная жизнь детей. Ведущая роль - теоретическое знание. Центральное место – четкое разграничение разных признаков изучаемых объектов и явлений. Путь – индуктивный. Особенности методики – основной мотивацией яв-ся познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональные и эмоциональные факты и обобщения, коллективные и индивидуальные, информационные и проблемные, объяснительный и поисковые методы. Методика Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: