4.1. При реализации образовательных программ по профессии/специальности допускается проведение учебной и производственной практики с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
за исключением тех профессий и специальностей, указанных в Перечне профессий, специальностей и направлений подготовки, указанных в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г.
N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ
по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".
4.2. При проведении практики допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
|
|
4.3. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В указанном случае образовательной организации рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
4.4. В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменения в календарный график учебного процесса, перенеся сроки прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом образовательной организации, обеспечив проведение теоретических занятий.
Образовательная организация вносит соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, перенеся практику на будущий год.
Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются локальным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4.5. Для проведения практики с применением электронного обучения
и (или) дистанционных образовательных технологий руководителями практик:
|
|
- вносятся необходимые изменения в содержание программ практики, перечень отчетных материалов;
- разрабатываются методические материалы и практические задания
с использованием электронных образовательных средств и дистанционных технологий по видам работ практик, указанных в рабочей программе практики.
При формировании практических заданий учитывается последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов) и возможность их выполнения обучающимся самостоятельно и (или) в удаленном доступе.
4.6. Перед началом проведения практики руководители практик, используя созданную для учебной группы площадку для оперативного информирования в сети Viber или Vk.com, доводят до сведения обучающихся информацию:
- о сроках проведении практики с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- об особенностях проведения практики с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (сроки, формы выполнения практических заданий и формы отчетности за практику).
4.7. Обучающиеся знакомятся с программой практики, расположенной
на информационном ресурсе сайта образовательной организации.
4.8. В период прохождения практики с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучающийся:
- выполняет задания, предусмотренные программой практики;
- ведет дневник практики;
- соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, действующие
в организации;
- соблюдает требования охраны труда и техники безопасности;
- несет ответственность за выполненную работу и ее результаты;
- своевременно представляет руководителю практики отчетные документы;
- проходит процедуру аттестации результатов практики.
4.9. При отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе образовательная организация обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам организации.
4.10. При реализации производственной практики в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательная организация и предприятие заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору о проведении практики об особенностях реализации производственной практики.
4.11. Руководители практики от образовательной организации и предприятия формируют для обучающегося индивидуальное задание по практике. В задании определяется последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов)
с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или)
в удаленном доступе.
4.12. При разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике образовательной организации, а также общедоступные материалы и документы предприятия (например, размещенные на сайте предприятия).
4.13. При наличии у обучающегося технической возможности прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе руководители практики
от образовательной организации и предприятия обеспечивают представление полного пакета справочных, методических и иных материалов, а также консультирование обучающегося.
4.14. При отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения производственной практики в дистанционном и (или) удаленном доступе руководитель практики организует доступ обучающегося к имеющимся ресурсам образовательной организации и(или) по согласованию с предприятием ресурсов предприятия.
4.15. В период прохождения практики руководитель проводит консультирование обучающихся с использованием систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
|
|
4.16. По результатам практики руководителями практики от образовательной организации и предприятия формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика наобучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.
Приложение1
Опыт работы ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций»
На протяжении нескольких лет в ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» осуществляется дистанционное обучение для студентов с ограниченными возможностями здоровья на специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование». Для этого на сайте колледжа была разработана информационная среда, включающая в себя сформированный комплексный контент по различным общим и профильным учебным дисциплинам.
Для организации учебного и воспитательного процесса в колледже используются следующие инструменты виртуальной коммуникации:
· система дистанционного обучения - платформа «Русский Moodle 3KL»: вход на платформу осуществляется на сайте колледжа (http://uaviak.ru/) под личным логином и паролем обучающегося. Платформа содержит ряд цифровых решений
для контроля и сопровождения образовательного процесса, в том числе
о контрольных точках и времени предоставления от обучающегося обратной связи;
· веб-сервис «Google Класс»;
· веб-сервис «ЯКласс»;
· социальная сеть «ВКонтакте»;
· мессенджер «Viber»;
· мессенджер «WhatsApp»;
· электронная почта;
· видеоконференции через программу «Skype» и «Discord».
Иными словами, используются все самые доступные электронные ресурсы
с наиболее удобным интерфейсом, с которыми студентам и преподавателям можно работать с различных технических устройств и которые доставляют наименьшее количество неудобств при взаимодействии и осуществлении образовательных программ. Также используются ресурсы электронной библиотеки Znanium.com, научно-издательского центра «ИНФРА-М» и методические разработки преподавателей нашего образовательного учреждения.
|
|
Стоит отметить, что в системе дистанционного обучения ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» используются мультимедийные комплексы, позволяющие студентам дистанционного изучать устройство автомобилей и сельскохозяйственных машин. На этих комплексах возможно виртуально разобрать транспортное средство
«до винтика» и наглядно изучить их конструкцию. Режимы работы мультимедийных комплексов позволяют как изучать конструкцию транспортных средств в свободном режиме, так и выполнять задания по проведению технического обслуживания и ремонта с фиксацией времени, и допущенных студентом ошибок. При проведении технологических операций студенты должны полностью соблюдать последовательность монтажа/демонтажа элементов, а также подбирать необходимый инструмент для снятия крепежа с учетом возможности его применения в ограниченном пространстве.
Учебные занятия проводятся в форме вебинаров, онлайн-консультирования, коллективного обсуждения и проектной деятельности. Преподаватели, классные руководители, заведующие отделениями своевременно оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме дистанционных индивидуальных консультаций.
С учетом изменившихся условий реализации образовательного процесса была активизирована воспитательная работа, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Разработан детальный план проведения разнообразных дистанционных мероприятий (некоторые из них уже были проведены), в числе которых: вебинары по социальному проектированию, тренинги по написанию социальных проектов на конкурс грантовой поддержки от «Росмолодежь», внутриколледжный конкурс социальных проектов, прохождение заочного этапа конкурса лучших студенческих практик «Команда ПРОФИ», онлайн-тренировки военно-спортивного отряда «Звезда» (разработка плана физической подготовки, изучение истории Отечества и Воинского устава), спортивные тренировки в онлайн-режиме «Домашний фитнесс», кинолектории с обсуждением, скайп-дебаты, организация дистанционной Школы вожатых, дистанционная реализация профориентационного проекта «ПрофиСтарт» (ведение блога, открытое обсуждение с участниками и экспертами чемпионатного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), виртуальная экскурсия по Учебному центру и Тренировочному полигону), психологическое графическое тестирование «Познай себя», киберспортивные соревнования и многое другое.
Продолжается плановая реализация военно-патриотического проекта
«75 ШАГОВ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ», в который оперативно были внесены необходимые корректировки: все мероприятия в рамках проекта были перестроены на дистанционный лад (викторины, брейн-ринги, конкурсы видеороликов, конференции, акции, конкурсы кроссвордов и боевых листов, конкурсы аудиокниг, акция «Строки Победы»и многое другое теперь проходят в онлайн-режиме).
Раз в три дня проводятся плановые видеоконференции с администрацией и представителями студенческого актива колледжа для получения обратной связи
о качестве осуществления дистанционного обучения и последующего устранения всех недочетов (технических, методических, воспитательных и ряда других).
Ежедневно работают телефоны горячей линии по вопросам дистанционного обучения:
· техническаяподдержка дистанционного обучения: 89278066483 – Ольга Михайловна Вавилова – администратор системы дистанционного обучения;
· дистанционная работа социально-воспитательной службы: 89378719868 – Наталья Александровна Никандрова – заместитель директора по УВР.
Также все интересующие вопросы можно задать через официальный сайт колледжа, группу ВКонтакте, аккаунт в Instagram и по телефону: (8422) 58-02-34 – приемная директора УАвиаК-МЦК.
Приложение2