Введение
Необходимо отметить, что вопросам социальной психологии и в частности, конфликтология в последнее время уделяется всё больше внимания. Причина в ускорившейся динамике нашей жизни, её непредсказуемости, быстрой смене житейских и общественных сюжетов. Не всегда человеческая психика способна справиться с жизненными трудностями без посторонней помощи, в частности специалистов - психологов (конфликтологов, психотерапевтов). В обществе всё более превалирует (преобладает) мнение, что многих конфликтов и, как следствие, стрессовых ситуаций можно избежать, регулируя (разрешая) конфликтные ситуации в человеческих отношениях до возникновения конфликта. В этом заключается актуальность данной работы. Современный специалист в области государственного и муниципального управления просто обязан изучить методы и способы разрешения конфликтов, поскольку вся наша жизнь состоит из разных конфликтов и результатов их разрешения.
Конфликт как явление человеческой психологии имеет много определений и толкований в научной конфликтология.
Надо подчеркнуть, что до сих пор чёткого и единого определения понятию конфликта учёные не дали. Видимо, причина этого в том, что существует великое множество конфликтов и просто невозможно дать им единое определение.
Предлагаем рассмотреть одно из многих определений понятия конфликта.
«Конфликт - это не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное столкновение личностей, то есть осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.
Необходимо отметить следующие термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие. Они близки по смыслу с понятием конфликта, но разнятся по содержанию.
Причиной возникновения конфликта может быть любое нарушение общения.
К примеру, человек иногда выражается недостаточно определённо и ясно и тогда сказанные слова могут быть неправильно поняты собеседником. Сказанное может быть невнимательно выслушано. Невнимание к словам собеседника может вызвать у говорившего чувство враждебности, осуждения, отчуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается под сказанным. Препятствием к взаимопониманию могут быть скрытые предположения собеседников. Как результат непонимания, обиды или враждебности человеческое общение в группе может вообще прекратиться.
Скрытые нужды и желания индивидуума, которые не удовлетворяются в жизни, часто порождают конфликтные ситуации. Это может быть: желание безопасности, независимости или причастности. Так же конфликты возникают из опасений утратить что-либо значимое для индивидуума. И, пока эти скрытые нужды и желания не вскрыты как основные причины возникшего конфликта, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация обусловившая конфликт, изменится по иным причинам.
Часто люди скрывают свои чувства, могут не отдавать себе отсчета в своих истинных намерениях: то есть они чего-то хотят, но почему они этого именно хотят - не знают. По этой причине трудно установить то, какие желания или опасения движут личностью по занимаемой в конфликте позиции или по манере его поведения.
Многие конфликты происходят по тому, что люди занимают определённые позиции в своём сознании, а затем фокусируют свои усилия на защите этих позиций, не утруждая себя выяснением своих скрытых нужд и интересов, которые вынудили их занять эти нравственные позиции. То есть ложная ориентация индивидуума является препятствием для поиска решения, которое учитывало бы скрытые интересы всех участвующих в конфликте сторон.
Если обе стороны конфликта заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству, то конфликт решается гораздо успешнее. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает людей, позволяет находить новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия в группе, что облегчает риск открытости в общении.
Это - момент чрезвычайной важности в конфликтология, так как люди зачастую даже не представляют себе, что можно успешно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтной ситуации.
Предупреждение и успешное разрешение конфликтов с позиций современной науки управления является в виде особой тактики осуществляемой в чрезвычайных ситуациях.
Надо помнить, что возникновение самой возможности конфликта свидетельствует о сбое в системе управленческой деятельности результатом наблюдения её основных норм.
Грамотное проведение профилактики конфликтов является одним из наиболее востребованных в настоящее время навыков и умений.
Объектом исследования является явление специального конфликта как неотъемлемого события нашей жизни.
Соответственно предметом исследования являются человеческие общественные отношения, которые возникают, развиваются и исчерпываются соответственно в стадиях возникновения, развития и урегулирования специального конфликта.
Цель исследования двояка: первая составляющая её - это изучение теоретических наработок отечественных и зарубежных конфликтологов по урегулированию специальных конфликтов. Вторая составляющая заключается в практическом применении теоретических рекомендаций учёных по урегулированию конфликта.
Для достижения цели исследования предстоит выполнить следующие задачи исследования:
1. изучить понятие социального конфликта и рассмотреть виды конфликтов.
2. рассмотреть принципы научной классификации конфликтов и указать основные их виды.
. произвести сравнительный анализ совместного опыта урегулирования конфликтов и аналитического опыта урегулирования конфликтов. При этом подчеркнуть их схожие элементы и их разницу в подходе к урегулированию конфликтов.
. описать зарождение, развитие и урегулирование конфликта, произошедшего в коллективе Абанской централизованной библиотечной системы (далее ЦБС)
. произвести анализ произошедшего конфликта. Заострить внимание на методах и способах урегулирования конфликта, применённые в данном случае. Выявить упущенные возможности конфликтующих сторон при урегулировании конфликта.
. разработать обоснованные рекомендации по улучшению психологического климата в коллективе Абанской ЦБС и по профилактике возникновения конфликтных ситуаций в взаимоотношениях сотрудников.
Научная сторона работы состоит в изучении литературы по предмету исследования, рассмотрении существующих точек зрения на урегулирование социальных конфликтов.
Практическая ценность работы предполагается в беспристрастном анализе произошедшего конфликта, в выделении поведенческих ошибок конфликтующих сторон и в разработке практических рекомендаций по урегулированию конфликтов и, главное, в профилактике конфликтных ситуаций.
Теоретической и методологической базой исследования явились концептуальные положения и разработки по вопросам урегулирования социальных конфликтов предложенные видными отечественными и зарубежными специалистами, представленные и обоснованные в научных исследованиях
Метод исследования:
изучение литературы по теме исследования;
анализ документов по исследуемому конфликту в Абанской ЦБС;
разработка практических рекомендаций по профилактике конфликтных ситуаций в коллективе библиотеке с учётом особенностей данной организации и теоретических наработок специалистов.
По структуре данная работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Данная работа представляет практическую значимость для руководителей и персонала бюджетных организаций Абанского района, директора и персонала ЦБС Абанского района, а также для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Глава 1. Теоретические основы возникновения и развития социальной психологии конфликтов и пути их разрешения